Наступающая осень ознаменовалась новым всплеском в развитии традиционного конфликта металлургов и рударей, который на сей раз проявился в особо причудливой форме: меткомбинаты по-прежнему жалуются на периодически обостряющийся дефицит сырья, а ГОКи — сетуют на назревающий кризис перепроизводства. Обе стороны ждут, какое решение примет новое правительство.
Не успев прийти в себя от лавины реприватизационных скандалов представители отечественного горно-металлургического комплекса оказались перед необходимостью искать пути решения одной из ключевых проблем отрасли, которая в своем новом качестве назревала с апреля нынешнего года. На сей раз проблема сырьевого дисбаланса предстала в особо острой форме и, в отличие от прошлого года, весьма ощутимо затронула интересы обеих сторон – как метпроизводителей, так и производителей железорудного сырья. Так, если в прошлом году и в начале нынешнего общий подъем на внешних рынках металлопродукции сопровождался ростом потребления сырья и, соответственно, всплесками его дефицита и роста цен, то начиная с апреля текущего года ситуация начала меняться. Спад металлопотребления повлек за собой сокращение производства и, следовательно, уменьшение объемов потребляемых ресурсов. Наряду с этим, отечественные металлурги, оказавшись под двойным прессингом, — со стороны естественных монополий и со стороны социально обязанного правительства Юлии Тимошенко — все чаще стали поговаривать о необходимости добровольного ограничения рентабельности ГОКов.
Действительно, до нынешнего лета украинские метпроизводители в целом мирились с весьма высокими ценами на сырье, выразив решительный протест лишь тогда, когда оные зашкалили. И правительство Виктора Януковича отчасти в этом их поддержало, введя процедуру лицензирования экспорта ЖРС. А уже в конце нынешней весны, когда стало ясно, что внутреннее потребление этого вида сырья сократится, Кабмин, возглавляемый Юлией Тимошенко, эту меру отменил. Вполне возможно, что именно этот правительственный шаг стал одной из причин того, что коррекция цен, связанная с уменьшением внутреннего потребления ЖРС, оказалась не столь существенной, как того бы хотелось меткомбинатам. Так, содержание их призывов к самоограничению рентабельности ГОКов, наиболее часто артикулируемые председателем правления ОАО «ММК им. Ильича» Владимиром Бойко, с начала лета нисколько не изменилось. Речь по-прежнему идет о 30% снижении цен. Однако теперь в этих призывах появилась новая нота, которая придает им так сказать особую основательность и глубину. Дело в том, что уже с конца лета рудари фактически оказались в состоянии перепроизводства ресурсов, которое вот-вот перерастет в кризис.
Между тем, пока призрак кризиса самих рударей волнует не настолько остро, чтобы идти на уступки. В частности, на последнем балансовом совещании заместитель гендиректора ПХО «Металлургпром» Виктор Лесовой констатировал, что противостояние между ГОКами и меткомбинатами пока развивается в направлении обострения. Так, вопреки всем обстоятельствам проблема недопоставок или полного отсутствия поставок ЖРС со стороны отдельных ГОКов некоторым меткомбинатам — явление все еще вполне актуальное. Как обычно, нарушителями баланса оказываются структуры, находящиеся под контролем группы «Приват». Например, в июле «Сухая балка» совсем не отправляла аглоруду Алчевскому МК (при плане 85 тыс. тонн) и недопоставила на ДМК им. Дзержинского 21 тыс. тонн. Южный ГОК полностью прекратил поставку концентрата на ДМК им. Дзержинского (при плане 190 тыс. тонн). А Криворожский железорудный комбинат отгрузил ММК им. Ильича 50 тыс. тонн аглоруды вместо запланированных 200 тыс. тонн.
При этом, несмотря на очевидный вакуум на внутреннем рынке, отечественные ГОКи не только не спешат его заполнить, но, сетуя на общий избыток сырья, выстраивают совершенно иную стратегию выхода из ситуации перепроизводства. Так, эта подотрасль тоже оказалась под влиянием общей тенденции к сокращению производства, однако его темпы все же значительно ниже, нежели падение объемов реализации продукции. В частности, если начиная с июня объемы производства сокращаются примерно на 7-8%, то уровень затоваривания уже сейчас превысил все допустимые пределы. По словам заместителя министра промышленной политики Сергея Грищенко, сейчас на складах ГОКов лежит порядка 2,5 млн. тонн железорудного сырья, что представляет собой максимальный запас, который когда-либо скапливался за последние 15 лет.
Пожалуй, такой уровень «невостребованности» ЖРС не особенно тревожил рударей еще и потому, что объемы экспорта до недавнего времени оставались достаточно высокими и почти не сокращались, а по отдельным видам сырья даже росли. Однако эта благополучная статистика обусловлена довольно ситуативными причинами. Оказавшись палочкой-выручалочкой в столкновении российских метпроизводителей с местными поставщиками ЖРС, они просто воспользовались ситуацией, по максимуму заполняя российскую нишу. Но наряду с этим представители ГОКов вполне ясно отдают себе отчет в том, что столь удобное для них положение дел долго не продержится. А по сему уже сейчас пытаются обеспечить себе дополнительные преимущества для реализации продукции на внутреннем рынке. Тем более, что надвигается время закупок сырья на зимний период.
Итак, не так давно в Министерство промышленной политики Украины поступило обращение концерна «Укррудпром» с просьбой ввести ограничения на импорт железорудного сырья. По сути, подобное требование означает не что иное, как максимальное усиление того сырьевого вакуума, который уже сложился в настоящее время. И который на сегодня, парадоксальным образом, восполнялся поставками из все той же России, кстати, существенно увеличившей объемы ввоза ЖРС в Украину именно в конце лета. Более того, ограничение импорта при полной свободе экспорта ЖРС сделает ситуацию с закупками сырья для отечественных металлургов практически безальтернативной, а значит — позволит ГОКам и дальше диктовать цены. Вполне логично, что и Минпромполитики и правительство Юлии Тимошенко, откровенно лоббировавшие интересы группы «Приват», более чем благосклонно отнеслось к данному ходатайству «Укррудпрома». Что вовсе не означает, что ту же линию продолжит и новый почти премьер.
Как бы то ни было, но Юрию Еханурову, находящемуся в положении и. о. премьера, а значит — зависящему от Верховной Рады в своем дальнейшем статусе, принять адекватное решение будет весьма непросто. Более того, объективная необходимость установить действительный баланс, при котором не пострадали бы интересы ни одной из сторон, даже без всякого политического подтекста потребует от него просто ювелирной работы.
Елена Герасимова,
корреспондент
ELCOMART.NEWS.COM
( www.e-news.com.ua )