На сегодняшней пресс-конференции в Кабмине премьер-министр Юлия Тимошенко сообщила о возвращении Никопольского завода ферросплавов в государственную собственность. Согласно решению Киевского апелляционного хозяйственного суда, НЗФ отнимут у его теперешнего владельца Виктора Пинчука и группы компаний «Приват», несмотря на их протесты. Как признал суд, договор купли-продажи госпакета акций завода (50% + одна акция), заключенный два года назад между Фондом государственного имущества Украины и консорциумом «Приднепровье», признан недействительным, и контрольный пакет ОАО «Никопольский завод ферросплавов» должен быть возвращен государству.
Даже многолюдный митинг работников предприятия не принес ожидаемого эффекта. События 1 сентября транслировались на всю Украину рядом телекомпаний, а леди Ю. с огромным удовольствием сидела у экрана телевизора и наблюдала за демонстрацией. «Новый полевой командир Пинчук организовал митинг в защиту своего миллиарда»,— съязвила она, обсуждая событие с журналистами. — «Все это могло быть шоу, организованное зятем Кучмы…»
А между тем, Виктору Пинчуку предприятие приносило колоссальные доходы — до $50—80 млн. ежемесячно, по словам премьера. Теперь народному депутату придется смириться с потерей лакомого кусочка. Хотя не исключено, что он продолжит судебные тяжбы, ведь, по его мнению, фактически все документы на управление предприятием были в полном порядке, пока в дело не вмешалась премьер Тимошенко. Теперь же, по ее прогнозам, цена Никопольского ферросплавного будет в пределах $1 млрд., а после «прозрачной» продажи контрольного пакета бюджет получит около 5 млрд. гривен.
На вопрос журналистов, почему бы попросту не оставить НЗФ в государственной собственности, получая этот миллиард долларов ежегодно, а не один раз, Юлия Тимошенко ответила: «Государственными предприятиями в таком масштабе очень сложно руководить. Правление госпредприятий получает от своей работы гораздо меньшую заработную плату, чем частные руководители, поэтому они менее заинтересованы в профессиональном управлении большим заводом, и при этом зачастую очень актуальным становится вопрос коррупции».
По словам Сергея Грищенко, заместителя министра промышленной политики, уполномоченного возглавлять наблюдательный совет НЗФ, «налицо конфликт между государством и могущественным кланом, представляющим предыдущую власть. Но даже если сегодня у государства есть пакет 50% плюс одна акция, то для организации собрания акционеров по закону нужно владеть пакетом как минимум из 60% акций. А это значит, что надо кооперироваться с кем-либо из миноритарных акционеров, среди которых есть и «Приват» и «Интерпайп»,— с ними придется находить общий язык». Господин Грищенко отрицает факт своего сотрудничества с группой «Приват» и днепропетровскими бизнесменами Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым, хотя по радио и проскальзывала информация об их совместных поездках по городу Орджоникидзе. «У меня нет аллергии на действия группы «Приват», но и особого восторга от их действий на предприятии не испытываю»,— прокомментировал Сергей Грищенко.
Остается не решенным вопрос с руководством Никопольского ферросплавного. Работу предприятия никто не приостанавливал, и оно по-прежнему функционирует в привычном режиме. Судя по всему, на днях должно состояться собрание, на котором попытаются решить этот вопрос — руководители будут выбраны по закону, учитывая то, что теперь НЗФ — это снова госпредприятие.
Вячеслав Глембоцкий,
корреспондент
ELCOMART.NEWS
(www.e-news.com.ua)