В пятницу Госдума РФ может поддержать идею об ограничении доступа оперативных служб к банковской тайне решением суда. Впрочем, тайного в банковской сфере становится все меньше. И это общемировой тренд.
Оперативные службы смогут получить доступ к банковской тайне только по решению суда. Соответствующую поправку комитет Госдумы РФ по финансовому рынку порекомендовал внести ко второму чтению в законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям. Как рассказала “Вестям Экономика” глава думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина, принять данную поправку предложило правительство. До сих пор доступ к банковской тайне в России имели представители МВД, расследовавшие налоговые правонарушения. Теперь к тайне предполагается допустить и сотрудников других оперативных служб, задействованных, в том числе, в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Но при этом оговаривается, что данные по операциям, счетам и депозитам юрлиц, индивидуальных предпринимателей и физлиц будут предоставляться правоохранительным органам банковскими учреждениями только по решению суда. Также предусматривается, что допущенные к банковской информации сотрудники силовых ведомств должны обладать определенным уровнем полномочий и компетенции, регламентированным специальным нормативным актом.
Таким образом, подчеркнула Бурзыкина, планируется утвердить систему двойного фильтра, помимо прочего позволяющую повысить ответственность официальных лиц за недопущение к банковской информации посторонних. Именно риск информационных утечек более всего беспокоил отечественных банкиров при обсуждении упомянутой новации, в целом не возражавших против ее реализации, отметила председатель думского комитета.
Председатель правления “Нордеа Банка” Игорь Буланцев отметил, что как представитель банковского сообщества он, конечно, поддерживает идею о получении доступа к банковской тайне только по решению суда, однако сомневается в том, что эта идея будет реализована.
“Во всем мире банковская тайна все меньше и меньше остается тайной. Примером тому может послужить как ситуация в Швейцарии, так и межгосударственный обмен информацией в рамках проекта FATCA. Именно в таком тренде события будут развиваться и дальше во всем мире и, думаю, в России тоже”, - констатировал Буланцев.
Некоторые эксперты считают, что в России нет банковской тайны
В текущем месяце страны Евросоюза, активизировавшего борьбу с уклонением от уплаты налогов, договорились о начале переговоров со Швейцарией по заключению нового соглашения, подразумевающего предоставление информации швейцарскими банками об открытых в них счетах граждан из прочих европейских стран. В начале этого года сходных договоренностей с Берном в отношении счетов американских граждан в рамках проекта FATCA (соглашения о налогообложении зарубежных счетов резидентов США) добился и Вашингтон.
При этом для швейцарской стороны ключевым стал аргумент о возможной утрате доступа на европейские и американские рынки в случае нежелания отказаться от традиционных приоритетов в виде незыблемой банковской тайны. Под воздействием ведущих государств, к слову, все большие потери в деле сохранения собственных тайн в последние годы несут и офшоры. На этом фоне аналитики заговорили о всемирных похоронах банковской тайны.
Хотя в России, по мнению партнера John Tiner & Partners Валерия Тутыхина, хоронить, собственно, нечего.
“Никакой банковской тайны в России нет. Мы регулярно ведем дела клиентов, информацию о банковских операциях которых представители правоохранительных органов смогли получить без труда”, - добавил Тутыхин.
В подобных условиях, считает он, предполагаемый судебный допуск будет подразумевать не дополнительный заградительный фильтр, но еще одну лишнюю бумажку. Техническими эксперт счел и предложенные ограничения по уровню компетенции лиц, приближенных к банковской тайне, к которой и прежде не допускались “простые менты или, скажем, участковые”.
Анонсированные новшества носят заведомо формальный характер, резюмировал Тутыхин.
С такой оценкой замглавы названного думского комитета Анатолий Аксаков, также возглавляющий Ассоциацию региональных банков России, не согласился. В российском государстве, заявил он, банковская тайна сегодня охраняется даже более жестко, чем в США, например, или европейских странах, вроде Германии и Франции. С учетом известных мировых тенденций обсуждаемая поправка представляется компромиссной: с одной стороны, ею обеспечивается более широкий доступ к информации для сотрудников правоохранительных ведомств, противодействующих незаконным банковским операциям, а с другой – ужесточается процедура получения соответствующего разрешения. Разумеется, и тем, кто намерен активизировать борьбу с налоговыми уклонистами, следует помнить, что во всем необходима мера.
“К примеру, существует тайна личной жизни. И существует банковская тайна, которая также нуждается в определенной защите. В противном случае ею могут воспользоваться и криминальные структуры”, - заключил глава Ассоциации российских банков.
Инф. maanimo.com