Каким странам выгодно состоять в Евросоюзе? Никаким. Даже Германии, которая вроде как использовала евро, чтобы сделать промышленность стран Южной Европы неконкурентоспособной и захватить их рынки. Потому что брюссельские чиновники заинтересованы прежде всего в собственном благополучии и в любой момент готовы повернуться против того, кто их содержит. Только что Германия через Брюссель навязала остальным собственные антикризисные решения, а вот раз – и уже остальные требуют от Брюсселя наказать немцев за то, что они нарушают общеевропейские правила своим слишком гибким и эффективным трудовым законодательством.
Разные страны Евросоюза уже много раз высказывали недовольство тем, что немецкий рынок труда организован как-то слишком хорошо. И вот теперь правительство Бельгии первым отважилось подать по этому поводу жалобу в Брюссель. Бельгийцы требуют, чтобы еврочиновники запретили Германии использовать такую штуку, как мини-работы (mini-jobs), потому что это дает немецкой экономике несправедливые конкурентные преимущества и разрушает социальную стабильность во всем Евросоюзе.
Немецкие мини-работы – это изобретение правительства Шредера, которое позволило рынку труда Германии развиваться в ровно противоположном развитию остальной Европы направлении. По сути это легализация того, что в других странах является серой подработкой. Если человек устраивается где-то на неполный рабочий день, работает меньше 15 часов в неделю и получает меньше 450 евро в месяц, он освобождается от уплаты с этих денег подоходного налога и социальных выплат. Работодатель социальные взносы платит, но по упрощенной схеме и в меньших количествах. Кроме того, он может в любой момент уволить такого мини-работника без обычных формальностей и компенсаций.
В сочетании с другой особенностью немецкого рынка труда – в Германии не установлен минимальный размер зарплаты – мини-работы дали замечательные результаты. В 2005 году немецкая безработица была 11% – выше, чем во Франции, Испании или Греции. Но потом, несмотря на кризис, падала все ниже и ниже и сейчас составляет всего 5,4% – в два с лишним раза меньше, чем в среднем по еврозоне (12%), не говоря уже о Греции или Испании (там по 26%). В случае с молодежной безработицей разница получилась еще нагляднее: в Германии она всего 8%, тогда как во Франции – 26%, в Италии – 38%, в Испании – вообще 56%.
В Германии все так удачно сложилось с безработицей именно благодаря мини-работам. Это оптимальный для всех сторон способ подработать. Работник (чаще всего женщина с детьми или студент) не платит налогов и оставляет всю зарплату себе, работодатель не боится нанять кого-нибудь не того (потом замучаешься увольнять), государство немного теряет на налогах и соцвыплатах, но зато экономит на пособиях и стимулирует экономическую активность.
Сейчас мини-работы есть у 7 миллионов немцев – это примерно пятая часть всей рабочей силы Германии. Доля частично занятых в Германии (22%) в полтора-два раза выше, чем в большинстве стран ЕС. Очевидно, что эта разница – как раз те люди, которые в Испании или Франции сидят на пособиях, производя только дырки в госбюджете, а в Германии подрабатывают на мини-работах, увеличивая доход своих семей и заодно ВВП страны.
Некоторые европейские страны – типа Испании – думали о том, чтобы попытаться внедрить у себя успешный немецкий опыт. Но ничего не получилось – слишком тяжелые политические последствия. Ведь для этого надо отменить минимальную зарплату, которая, например, в жалующейся на немцев Бельгии – 1,5 тысячи евро, поссориться с профсоюзами и обидеть тех, кто вполне доволен пособием в 450 евро и не имеет никакого желания за те же самые деньги работать, пускай всего несколько часов в неделю.
Гораздо удобнее назвать гибкое и эффективное трудовое законодательство немцев несправедливым конкурентным преимуществом и потребовать от Брюсселя запретить мини-работы. А то получается, что вся Западная Европа мучается с зарегулированным рынком труда, где работодатель шагу ступить не может без возни с ворохом социальных выплат, профсоюзами и минимальными зарплатами, а немцы в это время не только сами развиваются и жируют, но и переманивают к себе работников из других стран Евросоюза. Конечно, Брюссель должен восстановить справедливость – пусть немцы примут такие же вредоносные трудовые законы, как у остальных.
Аргументов в пользу запрета можно найти сколько угодно. Мини-работы обрекают людей на вечную нищету, ограничивают карьерные перспективы студентов, мешают эмансипации женщин. Или вот: занятые на мини-работах не платят социальных взносов, а значит, не откладывают себе на пенсию. Можно подумать, просто сидя на пособии, они бы себе что-нибудь отложили.
И главный аргумент критиков: мини-работы обрекают рынок труда на деградацию, потому что эксплуататоры-работодатели создают не полноценное рабочее место, а несколько мини-работ, чтобы сэкономить на зарплатах и не возиться с формальностями. Эти опасения, конечно, замечательно подтверждаются практикой. Европа забита толпами эксплуатируемых за копейки немцев, в то время как все испанцы сидят на полноценных высокооплачиваемых работах.
В Германии действительно большая доля работающих занята на низкооплачиваемых должностях – 22%. Во Франции – всего 6%, в Испании – 15%. Но эта разница – опять те же самые люди, которые во Франции или Испании сидят на пособиях, а в Германии – работают. А так в Германии нет особых проблем с низкой оплатой труда: медианная зарплата там в полтора раза выше, чем в Испании.
Но, несмотря на очевидную полезность для экономики, у немецких мини-работ печальные перспективы. К жалобе Бельгии могут присоединиться другие правительства, компании из Франции и Нидерландов уже призвали к этому своих министров. К тому же – внешним разрушителям немецкой экономики помогает мощная пятая колонна внутри Германии. Немецкие социал-демократы и «зеленые» уже сейчас пытаются запретить антигуманные, по их мнению, мини-работы в отдельных землях Германии. Уже этой осенью они могут прийти к власти и на национальном уровне или сделать запрет мини-работ своим условием для вступления в правящую коалицию. И тогда руководству Германии придется принести экономическую эффективность в жертву политической популярности.
Максим Саморуков
Источник: slon.ru
Инф. newsland.com