Премьер Николай Азаров на своей странице в Facebook отметил, что сланцевый газ несет "определенную угрозу" экологии. "Конечно, надо сказать откровенно, определенные проблемы и определенная угроза экологии есть, как, впрочем, и при любом практически промышленном производстве", - написал Азаров на своей странице в Facebook.
"Но, скажем, не надо говорить о том, какой ущерб экологии приносит металлургический или химический завод и другие производства, то есть в любом промышленном производстве есть риски. Но задача технологов, промышленников сделать так, чтобы эти риски были минимальными", - отметил премьер, пишет korrespondent.net
Shell будет добывать в Украине сланцевый газ
"Если соответствующие компании сумели добиться этого в США и Канаде, то и у нас никаких сомнений нет, что и мы сумеем обеспечить такой же уровень экологической защиты, как и в этих странах. Кстати, положение об этом является важной составляющей в договоре о разделе продукции", - написал Азаров.
Он также подчеркнул, что Украина изучала опыт США и Канады по добыче сланцевого газа, в том числе экологические аспекты добычи. В то же время, Азаров отметил, что в последнее время в Украине возникает очень много спекуляций по поводу добычи сланцевого газа.
"И оппозиционные партии подхватили эти спекуляции, а может быть и сами причастны к их распространению. Руководствуются они простым принципом: "Чем хуже - тем лучше". По идее, они должны были бы вспомнить, кому Украина обязана таким зашкаливающим ценам на газ, а сейчас и выставленному многомиллиардному счету", - считает он.
В то же время, эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук отметил, что даже в США, где такие работы ведутся уже 30 лет, нет ясного представления, какое влияние оказывает добыча сланцевого газа на окружающую среду, передает ZN.UA.
"Последствия до конца не изучены. В любом случае добыча газа - это уже не чистая технология, и речь может идти о минимизации экологических рисков, но не о полном их отсутствии", - сказал он.
Главным же риском он считает слабость позиций государства в отношениях с корпорациями масштаба Shell. "Хватит ли у власти влияния, рычагов, чтобы эффективно контролировать соблюдение технологии? Сможет ли государство при необходимости заставить компанию соблюдать экологические стандарты? Есть опасения, что инвесторы могут в целях снижения себестоимости применить не испытанные, а некие экспериментальные технологии. В европейских странах и США они бы никогда на это не решились, но здесь - могут. И пресечь будет, возможно, некому", - сказал он.
В свою очередь, директор энергетических программ центра Номос Михаил Гончар заявил:
"Даже при добыче угля риски более высокие. Но это же никого не останавливает, никто не требует закрыть угольные шахты. В США был один-единственный случай, когда вымирание рыбы в реке связывали с ведущейся на этой территории добычей сланцевого газа. Но и там расследование показало, что виновата была, кстати, угольная шахта со своими отходами. При соблюдении всех стандартов риски минимальны".
Впрочем, эксперт признал, что в случае с Донбассом имеются свои особенности. "Может быть опасной сумма факторов техногенной нагрузки. Донбасс и так сильно страдает от промышленной деятельности, и сложно сказать, чем обернется появление еще одного источника такой нагрузки", - отметил Гончар.
Напомним, 24 января в Давосе при участии Президента Виктора Януковича было подписано соглашение между компанией Shell и Надра Юзовская о разделе продукции от добычи сланцевого газа на Юзовском участке в Харьковской и Донецкой областях.
E-NEWS.COM.UA