2012 год оставит четкий след в украинской истории. Наша страна успешно провела Евро-2012, парафировала соглашение об ассоциации с ЕС, общими усилиями с европейским и мировым сообществом наконец начала возводить арку над объектом «Укрытие». Выборы в Верховную Раду Украины стали уникальными, учитывая внимание, которое они вызвали у европейских структур.
Но назвать 2012-й годом «европрорыва», как того хотелось, не отважатся даже убежденные оптимисты. Огромный объем проведенной практической работы, прогресс в урегулировании тех вопросов, которые продолжительное время были в повестке дня отношений с ЕС, не смогли перевесить ряд известных проблемных вопросов, которые ставятся нашими партнерами к украинской власти. Иногда возникало ощущение дежавю 2001—2003 или 2008 годов, когда, несмотря на положительные шаги и сдвиги, страна становилась заложником каких-то объективных или субъективных преград…
Мне кажется, главный вывод из результатов 2012-го очень прост: мы, украинцы, находимся в центре глобального мира со всеми его угрозами и вызовами, и эти угрозы могут быть не только где-то далеко, но и на нашем пороге. Мы живем в конкурентном и требовательном мире, в котором ведется жесткая борьба за выживание. Мире, где действуют законы естественного отбора, где сильные так или иначе
поглощают слабых, где для успеха нужно быть лучшим, более сильным, более эффективным…
Времени на ожидание чуда для корректировки алгоритма развития страны у нас уже не осталось: мы фактически исчерпали ресурс стойкости, полученный в наследство от Советского Союза. Мы должны начать наконец создавать новый собственный продукт, собственную добавочную стоимость, желательно за счет интеллекта и технологий, инвестировать ресурсы в страну, а не до бесконечности выживать за счет экспорта сырья, продуктов первичной переработки или транзитных потоков. Экстенсивные технологии — путь в никуда.
Нужно уже сегодня перейти к модели общественного развития, которая позволит экономике быть эффективной, политической системе — демократической, обществу — развиваться на основании уважения к правам человека и принципов равных возможностей. То есть на основании той модели, которая позволяет достичь успеха каждому гражданину.
Как это сделать?
Для меня ответ однозначен, к тому же закреплен законодательно — в законе о принципах внутренней и внешней политики и в нескольких десятках других актов Верховной Рады, президента и Кабинета министров Украины. Этот ответ — европейская интеграция.
Причем хотел бы подчеркнуть: понимаю евроинтеграцию не столько как членство в ЕС, сколько как внедрение европейской общественно-политической модели, европейских устремлений и ценностей.
Евроинтеграция не может быть данью моде или конъюнктуре. Она не может быть элементом какой-то политической акции в тот или иной политический сезон. Это продолжительный, сложный и ответственный процесс, плоды которого не обязательно будут такими сладкими, как иногда представляют. Даже больше — эти плоды могут пожинать наши дети и внуки, а на наше поколение выпадет тяжелая и изнурительная работа. Шуман, Аденауэр, де Голль, начиная новую архитектуру европейской действительности в послевоенное время, не дожили до времен Маастрихтского договора. Им на смену пришли другие поколения, которые создали сегодня наиболее привлекательное интеграционное объединение мира. И, несмотря на имеющиеся проблемы, европейские лидеры настойчиво ищут общие решения, даже когда речь идет о маленькой Греции или Ирландии. А это дает уверенность в завтрашнем дне объединенной Европы.
Результаты 2012 года в сфере евроинтеграции, несмотря на упомянутое выше, дают основания для оптимизма. Кроме парафирования и завершения технической подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации, в течение года мы сделали довольно много для внедрения Повестки дня ассоциации — основного инструмента, регламентирующего практическое сотрудничество между Украиной и ЕС. Как указано в согласованном на этой неделе общем отчете о выполнении документа, Украина смогла осуществить ряд важных реформ, хотя остается еще значительный объем изменений, которые необходимо реализовать для создания отношений политической ассоциации и экономической интеграции между Украиной и ЕС.
Ежедневная общая работа правительства, министерств и общественных организаций позволила достичь значительного прогресса в приведении законодательства в соответствие с европейскими стандартами в таможенной, налоговой, финансовой отраслях, сфере свободы, безопасности и правосудия.
20 ноября вступил в силу новый Уголовный процессуальный кодекс Украины. Документ, который мы должны были разработать и принять еще в 1995—1996 годах, наконец стал реальностью. Мы отошли от судопроизводства образца 1962 года. Новый УПК позволит глубоко реформировать уголовную юстицию, создать во всех судах страны институт следственных судей. Создан единый реестр досудебных расследований, в котором регистрируются заявления о преступлениях, что обеспечит надлежащее расследование каждого обращения граждан. УПК создает новые реалии в нашей стране, приближающие нас к европейским стандартам.
Еще один важный шаг — одобрение Кабмином Концепции развития системы управления государственными финансами — стратегического документа для реформирования финансовой системы страны. План действий по ее реализации позволит привести, например, сферу государственных закупок к европейским стандартам. Принято решение о внесении изменений в Конституцию для расширения полномочий Счетной палаты в соответствии с европейскими стандартами.
Практически завершено выполнение первой (законодательной) фазы Плана действий относительно либерализации ЕС визового режима для Украины. Ратифицированы ключевые международные документы, принято почти все необходимое законодательство, стратегические и программные документы в таких сферах, как защита персональных данных, правовой статус иностранца, управление границами и миграцией, борьба с торговлей людьми, незаконным оборотом наркотических средств и дискриминацией, взаимная помощь в уголовных делах, предотвращение легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, противодействие коррупции.
Продолжается работа по упрощению визового режима для украинских граждан. Очевидно, что на этом пути есть еще много сложностей. Упрощение процедур оформления шенгенских виз и продолжение работы по введению безвизового режима с Евросоюзом наталкивается на сопротивление бюрократии.
Но что важно: в самом ЕС распространяется движение за снятие визовых ограничений для граждан Украины. Нашим союзником в этом вопросе являются европейские бизнес-круги, которые видят в Украине выгодного торгового партнера. С другой стороны, в ЕС не могут игнорировать голос украинского гражданского общества, который демонстрирует европейцам всю абсурдность визового режима для украинцев.
Для углубления торговых связей и выполнения условий для создания зоны свободной торговли в 2012 г. нами проводилась работа по улучшению инвестиционного климата включительно с дерегуляцией предпринимательской деятельности, усовершенствованием бюджетного и налогового законодательства. Была принята новая редакция Таможенного кодекса и Рамочная стратегия таможенного сотрудничества между Украиной и ЕС, позволяющие упростить и гармонизировать таможенные процедуры, эффективно бороться с таможенными правонарушениями. Начат неформальный диалог Украина—ЕС по вопросам бизнес-климата.
В 2012 году Украина достигла значительного прогресса в выполнении своих обязательств в рамках Энергетического сообщества. Речь идет о доступе к трубопроводному транспорту, введении Директив ЕС относительно содействия использованию энергии возобновляемых источников, стратегического запаса нефти и нефтепродуктов и относительно усовершенствования прозрачности установления цен на газ и электроэнергию для предприятий. Продолжается реализация совместных проектов по модернизации газопроводов, компрессорных станций и подземных хранилищ газа. Реализуются проекты «Модернизация и реконструкция магистрального газопровода Уренгой—Помары—Ужгород» (130,7 млн. долл. США), «Модернизация компрессорных станций газопровода „Союз“ (227,8 млн. долл. США), „Реконструкция Угерского подземного хранилища газа“
(227,8 млн. долл. США). Идет работа над получением технической помощи трастового фонда, который финансируется ЕК и администрируется Всемирным банком, для проведения реформы нефтегазового сектора. Проводятся мероприятия по объединению украинской и молдовской энергосистем с европейской. 26 апреля начато строительство нового безопасного конфайнмента над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС. В связи с этим не могу не отметить помощь наших международных партнеров и в вопросе ЧАЭС, и в других сферах.
Можно ожидать, что в ближайшие дни критерии для подписания соглашения будут обнародованы, хотя высокие должностные лица ЕС уже ориентировочно их очертили. Это в определенной степени беспрецедентный шаг — ставить условия подписания уже согласованного и парафированного документа. Более того — ставить условия относительно документа, который, с точки зрения, например, доступа на рынки на краткосрочную перспективу, в значительной степени более выгоден ЕС, чем Украине, который очерчивает перед нами значительно больше обязательств, чем со стороны ЕС.
Ни в одной стране мира реформы не проходили под овации и аплодисменты. Они, как правило, вызывают громкий протест. Но полуреформы — это не выход, а отсутствие реформ — это путь к стагнации.
Вопрос состоит только в том, какие реформы нужны в первую очередь, в какой последовательности и как обеспечить их внедрение.
Я могу согласиться с ЕС относительно первоочередной важности урегулирования законодательного поля для проведения выборов. Нам необходимо сделать избирательную систему прозрачной и прогнозируемой, чтобы накануне каждых новых выборов — президента, Верховной Рады, местных органов власти — не приходилось вести дискуссии об особенностях и нюансах избирательного законодательства. Министерству юстиции поручено инициировать проведение круглого стола с привлечением политических партий, общественных организаций, экспертов для анализа недостатков, выявленных во время проведения избирательной кампании 2012 года, и внесения предложений по усовершенствованию избирательного законодательства. Надо, чтобы основы избирательного права и правил избирательного процесса граждане осознавали со школьной скамьи. Это выработает чувство ответственности, углубит политическую культуру. В общем, Украине нужен избирательный кодекс, который, кстати, мог бы охватывать и проблематику проведения референдумов.
Во-вторых, реформа государственных финансов. Как предыдущий украинский опыт, так и новые тенденции в мировой экономике требуют от нас качественно нового подхода к госзакупкам, организации электронных торгов и т.п. Сейчас эта сфера в Украине демонстрирует самую большую коррупционную составляющую. Необходимо вывести теневые схемы и потоки на свет, положить конец незаконным действиям, заставить государственные финансы работать на государство, а не на чей-то карман.
В-третьих, дальнейшее внедрение Третьего энергопакета ЕС и других обязательств в рамках Энергетического сообщества, европейских стандартов конкуренции, технических стандартов и правил регулирования, лучшего инвестиционного климата. Это также означает более глубокую интеграцию украинского энергетического сектора с рынками стран ЕС, усиление собственной энергетической безопасности, дополнительные возможности для привлечения международных кредитов и помощи.
В-четвертых, качественное изменение бизнес-климата в стране, модальностей отношений бизнеса и государства, максимальное ограничение вмешательства прокуратуры, правоохранительных и фискальных органов в бизнес, честная налоговая конкуренция на основании Кодекса поведения ЕС относительно налогообложения бизнеса и т.п.
В-пятых, дальнейшее реформирование судопроизводства и прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами.
Могу продолжать список — таких направлений работы в моей повестке дня около двадцати. Но даже этих пяти вопросов, думаю, будет достаточно для того, чтобы убедить скептиков ЕС в наших проевропейской настроенности.
Планов реформ в Украине всегда было множество, но когда дело доходило до их внедрения, часто даже самые лучшие реформаторские намерения разбивались о жесткие рифы украинских реалий.
У нас есть печальный пример прошлого: взвешенный и соответствующий европейским стандартам правительственный законопроект о документах, удостоверяющих личность, необходимый для введения биометрики, который несколько раз подавался на рассмотрение в парламент, каждый раз недобирал по десятку голосов и наконец был отклонен.
В результате Рада приняла закон о демографическом реестре, который в отдельных положениях неоднозначен и далее будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Почему «проевропейская» оппозиция не поддержала правительственный законопроект, а теперь возмущается по поводу «закона депутата Грицака»? Желание навредить власти сильнее желания ввести безвизовый режим для граждан? Кому и что оппозиция доказала, отказываясь поддержать такой жизненно важный правительственный законопроект? Ведь именно здесь вполне можно было отстоять умную и полезную реформу идентификационных документов.
Вывод напрашивается сам собой. Если каждая политическая сила будет писать законы для самих себя и только для того, чтобы что-то доказать своим политическим оппонентам, мы можем не заметить, как страна будет жить уже по совершенно другим законам. Только консенсус сил позволит стране двигаться в евроинтеграционном направлении.
Это и является нашей главной задачей на ближайшую перспективу — достичь консенсуса между властью и оппозицией в принципиальных вопросах. Есть реформы, которые нужно осуществлять с учетом интересов не кланов или групп, не партийных организаций и фракций, а интересов государства и народа в целом. Конечно, можно объявить бойкот власти и умыть руки в ожидании 2015 года. Уверен: это путь в пропасть.
Досадно, но логика политической конкуренции в нашей стране часто доминирует не только над интересами избирателей, но и над элементарным инстинктом выживания. Смена власти завтра важнее, чем европейская интеграция сегодня. Некоторые, возможно, как раз и хотят подписать Соглашение об ассоциации когда-то в будущем, вернувшись к власти, но не учитывают того, с чего я начал эту статью. Времена уже не те. Можно потерять не только ассоциацию или евроинтеграцию. Можно потерять страну.
Евроинтеграция — это не корпоративные игры. Это — серьезный геополитический выбор, от которого будет зависеть дальнейшая история Украины. Мы можем дискутировать в отношении других вопросов, но когда делаем ставки относительно будущего наших детей и внуков, все противоречия должны отступить на задний план.
Мы уже активно работаем в данном направлении — совместно с Общественным экспертным советом при Украинской части Комитета по сотрудничеству Украина—ЕС, Национальной платформой Общественного форума Восточного партнерства и другими структурами. Мы понимаем, что нынешнего качества сотрудничества недостаточно. Наш диалог должен, с одной стороны, расширяться, охватывая все больший круг политических и общественных субъектов, а с другой — углубляться, каждый раз выводя нас на измеряемые практические результаты.
Общая задача политиков и общественности сегодня — достичь консенсуса относительно плана евроинтеграции Украины, который даже в нынешних условиях, при наличии целого ряда внутренних и внешних вызовов, дал бы возможность ускорить движение страны в европейском направлении. Речь уже не идет о каком-либо внешнеполитическом векторе. Речь идет о плане будущего страны.
И тут очень важно отметить: какие-либо исторические преобразования в современном мире невозможны без консенсуса элит по ключевым вопросам. Мы можем голосовать за разные партии, болеть за разные футбольные клубы и пить разное пиво. Но у нации и ее верхушки должно быть несколько приоритетов, в которых все или почти все должны быть едины.
Для нас это государственность, демократия и евроинтеграция.
С этого начиналось движение наших соседей по бывшему социалистическому лагерю в Европейский Союз. Ведущие политические силы смогли четко заявить об общенациональных приоритетах, отложив в сторону узкопартийные интересы. Это сделало возможными слаженные совместные действия, необходимые для евроинтеграции.
Для того чтобы двери объединенной Европы не закрылись перед Украиной, следует не только декларировать желание когда-нибудь в них войти. Этого мало. Надо постоянно стучаться в эти двери, и делать это сообща и весьма настойчиво, демонстрируя реальную общую политическую волю. Делать незамедлительно, добавив к общей декларации перечень вполне конкретных законодательных и политических действий, направленных на устранение всех очевидных проблем, отдаляющих страну от европейских стандартов.
Умение договариваться должно показать зрелость украинских политических элит, которые способны самостоятельно преодолевать внутренние кризисы. Этого давно ждут в Европе от Украины, и это должно стать реальным сигналом о преданности европейским ценностям, которые зиждутся на умении договариваться, достигать консенсуса, преодолевать проблемы в процессе переговоров. Без этих качеств никогда не появилась бы объединенная Европа, без них не будет и евроинтеграции Украины.
Евроинтеграция — это не желание, это необходимость, это возможность для страны завершить процесс модернизации собственной экономики, преодолеть главные социальные и структурные проблемы. Мы уже более 20 лет ходим по одному и тому же кругу проблем и развлекаем украинцев перманентными «дискуссиями» о внешнеполитическом выборе и внутренних приоритетах. Тогда как люди ждут от политиков не публичных развлечений в прямом эфире, а способности отвечать на глобальные вызовы и нести ответственность за страну. Именно это и является реальной политикой.
История все еще держит для нас шанс закрепить цивилизационный выбор миллионов украинцев. Для этого политики на постизбирательной волне доверия людей должны поставить исторические перспективы выше узких собственных интересов и желания отложить все до каких-нибудь следующих выборов или более благоприятных обстоятельств. Это надо сделать сейчас, и это должны сделать мы. Все вместе. Вместе должны поставить запятую в правильном месте в названии этой статьи.
Ведь в ЕС принимают всю страну, а не власть или оппозицию.
Источник http://agroconf.org/