1 января 2013 года в США может начаться экономический коллапс считает Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank.
Если до конца года конгресс США и президент Барак Обама не придут к соглашению, то 1 января 2013 года Америка окажется на краю финансового обрыва. Это означает сразу несколько событий: истечет срок действия налоговых льгот, сократится количество пособий по безработице, повысятся подоходные налоги, а также автоматически вступят в силу обязательные меры по сокращению расходов. Такая ситуация возникла в прошлом году, когда конгресс не смог найти решение по вопросу о дефиците бюджета США.
Председатель ФРС Бен Бернанке внес самый весомый вклад в то, что жизненно необходимые реформы в области фискальной политики США были отложены в угоду неограниченному потоку денежных средств, которые выдавались под нулевые проценты банкам и косвенно правительствам. То есть стало возможным оттягивать последний подходящий день для проведения реальных реформ до бесконечности. Финансовый обрыв слишком реален, чтобы политики могли чувствовать себя спокойно.
При нормальном бизнес-цикле государственные облигации имеют доходность, равную уровню инфляции плюс премия за риск. В настоящий момент доходность по американским облигациям должна была быть 2,1% (инфляция) + 0,5—1% (премия за риск) = 2,6—3,1%. На самом же деле США финансируют себя под 1,6%! У Америки была возможность позволить себе откладывать реформы, так как темпы роста ее экономики продолжают превышать ставку фондирования: рост составляет 2%, процентная ставка — 1,6%, из-за чего дефицит бюджета держится стабильным. На этом хорошие новости заканчиваются.
Плохая новость: ФРС находится в панике, глядя на приближающийся обрыв. Она серьезно озабочена тем, что конгресс может не найти компромисс до истечения окончательного срока в конце года.
С точки зрения теории игр ни у одной из двух сторон нет стимула идти на компромисс. Республиканская партия хотела бы больше сократить расходы и понизить налоги, в то время как Демократическая партия, напротив, хочет их повысить. По иронии судьбы обе стороны что-то выиграют, даже если до конца года ничего не произойдет, но на все есть своя цена. Последствием финансового обрыва станет падение ВВП на 3,5—4 п.п. в 2013 году. Сейчас американская экономика растет темпами 2—2,5%, то есть если в США ничего не изменится, то к 2013 году страна окажется в состоянии рецессии. Естественно, рынок надеется на развитие ситуации по лучшему сценарию, при котором часть этих налогов будет ликвидирована, понижена или перенесена, классический вариант игры "продлевай и притворяйся", но даже самый оптимистично настроенный политический обозреватель уверен, что в конечном итоге будет совершена сделка, которая негативно повлияет на рост.
Почему процентный рост (либо падение) ВВП США представляет такую важность для нас, участников рынка? Подсчитано, что 1 п.п. роста ВВП увеличивает (либо уменьшает) на 5—7 долл. прибыль компании, входящей в индекс S&P 500. Коэффициент P/E на уровне 15 означает, что каждый прибавившийся или потерянный процентроста увеличивает (либо уменьшает) фундаментальную стоимость S&P на 75—105 пунктов. Таким образом, проще говоря, в случае развития наихудшего сценария с отрицательным ростом в размере 5% цена будет равна минус 525 пунктов по S&P (или с 1435 до 910 к концу 2013 года!). Но указанная цена — это только деньги, реальная экономика потеряет еще 2 п.п. от роста из-за повышения налогов, снижения пособий по безработице и пр. Если президент Обама будет переизбран, то ему придется найти еще 800 тыс. рабочих мест, потерянных в ходе применения такого сильнодействующего лекарства.
Лекарство от финансовых проблем США, долгового кризиса в Европе и замедления развития экономики в Китае одно и то же. Нам нужно больше микроэкономики! Больше открытых рынков, конкуренции, реформ, более низкие налоги и стимулы, чтобы активировать рекордно высокие частные сбережения и вывести их из мертвых государственных облигаций в рисковый капитал в виде рабочих мест, новаторов и предпринимателей. Микроэкономика — это частные лица, которые переживут любой кризис благодаря своей благоразумности и логике, а также миллионы компаний, которые каждый день открывают свои двери, чтобы приносить прибыль и производить продукт.
Вместе с тем США вряд ли по-настоящему займутся решением финансовой проблемы в этот раз, несмотря на всю ее серьезность, — политическая ситуация слишком сложная. Будет заключена сделка на долгосрочную перспективу, и, скорее всего, это будет плохая сделка, которая лишь оттянет проблему и в лучшем случае будет стоить "всего" 1% ВВП.
Вот почему мы настроены пессимистично в отношении фондового рынка и риска в целом на оставшийся период 2012 года. Четвертый квартал — самая сильная часть сезона, и существует расхожее мнение, что рынок даже лучше ведет себя в год выборов, но никогда еще по ту сторону выборов не находился финансовый обрыв. Результат же выборов практически предрешен: победит Барак Обама, который должен был бы проиграть, а не Митт Ромни, который должен был бы выиграть.
По материалам: РБК daily
Инф. delo.ua