Не успел Судан разделиться на Южный и Северный, как нефтяные богатства Юга стали объектом дележа. Первой СП с нефтяной госкомпанией Южного Судана создала Glencore.
Хорошая новость для нумизматов и филателистов: на планете официально появился 193-й по счету член ООН: это Южный Судан. Накануне генсек ООН Пан Ги Мун приветствовал представителей новорожденного государства: «Добро пожаловать, Южный Судан! Добро пожаловать в сообщество наций!» Для ооновских чиновников эта торжественная церемония также стала доброй вестью: последний раз в стенах здания на Ист-Ривер в Нью-Йорке принимали нового члена целых пять лет назад, это была Черногория. В пятницу Южный Судан — один их самых популярных новостных запросов в поисковой системе Google.
Сама независимость Южного Судана была провозглашена менее недели назад, в минувшую субботу. Фактически же Южный Судан отделился от собственно Судана в январе по итогам референдума, на котором за разделение самой большой по площади страны Африки проголосовало подавляющее большинство жителей ее южной части. Иного исхода трудно было ожидать: за предшествующие 20 лет гражданская война между Севером и Югом бывшей английской колонии унесла жизни двух миллионов человек.
Судан обрел независимость в 1956 году. Среди унаследованных от колониальных времен проблем главной оказались неразрешимые противоречия между северной частью, населенной говорящими по-арабски мусульманами, и черным Югом, жители которого исповедуют христианство или местные анималистские культы.
После того как геноцид южных суданцев со стороны суданской армии и банд арабских боевиков не заставил население Южного Судана прекратить сопротивление, власти Судана согласились на образование нового государства и даже пообещали в будущем решать все возникающие проблемы мирным путем. Посол Судана при ООН Даффа-Алла Эльхан Али Осман заявил: «Это новая страница, и мы протягиваем руку дружбы всем. Мы и наши братья из Южного Судана оставили горечь и военные раны в прошлом и смотрим в будущее».
С учетом того, что основные природные богатства этой пустынной страны — три четверти ее нефтяных запасов — расположены к югу от новой границы, а выход к морю и нефтеналивному порту — к северу, это намерение легче продекларировать, чем осуществить.
Агентство Reuters замечает, что раздел нефтяных ресурсов — это одна из главных проблем двух соседей. Не урегулирована также проблема гражданства: на севере еще находятся сотни тысяч беженцев с юга.
К тому же боевые действия в приграничных районах Судана не прекращаются. Именно здесь, в суданской провинции Южный Кордофан, сосредоточена нефтедобыча северян. В районе вооруженного противостояния по-прежнему находится ооновский миротворческий контингент из 4200 эфиопов.
В отличие от своего предшественника по присоединению к ООН, Черногории, которая довольно успешно вписалась в мировой туристический рынок, новое государство в Африке, несмотря на свои нефтяные богатства, относится к числу беднейших в мире. Бюджет Южного Судана, где более 90% населения живут за чертой бедности, на 98% зависит от нефтяных доходов. Об этом достаточно откровенно накануне напомнил в своей приветственной речи генсек ООН Пан Ги Мун, сказав, что «Южный Судан находится на самом дне почти по всем показателям человеческого развития».
Битва за суданскую нефть
Гораздо теплее приветствовали нарождение новой нации руководители Китая. Председатель КНР Ху Цзиньтао не только поздравил народ Южного Судана с независимостью, но и пообещал укреплять тесное сотрудничество и оказывать помощь. Что неслучайно. Китай — крупнейший импортер суданской нефти. В то время как большинство других государств не рисковали инвестировать в африканскую страну, режим которой обвиняли в геноциде, китайцы за последнее десятилетие вложили в Судан 20 миллиардов долларов. Практически все инвестиции шли на разработку нефти. По данным Reuters, доля КНР в суданском экспорте нефти колеблется в пределах 55-60%.
В Пекине рассчитывают на то, что раздел Судана не отразится на этом стратегическом партнерстве. Китай надеется на «установление долгосрочных, дружественных и стабильных отношений сотрудничества с Южным Суданом на благо обоих народов», — говорится в приветствии Ху Цзиньтао.
Что особенно интересно, развивая «дружественные и стабильные отношения» с Южным Суданом, Пекин не намерен менять характер своих тесных связей с властями северян. Китайцы остаются одними из главных политических союзников режима Хартума и главным поставщиком оружия для его армии (еще недавно уничтожавшей мирных жителей Южного Судана). Как выразился один из высокопоставленных китайских дипломатов, КНР — «друг народов и Северного, и Южного Судана».
Власти Южного Судана обещают выполнение всех ранее заключенных нефтяных контрактов. Ведающий нефтедобычей страны Аркангело Окванг (Arkangelo Okwang) сообщил агентству Reuters: многие крупные компании заинтересованы в доступе к месторождениям и взамен готовы кредитовать новое государство. О создании первого такого СП стало известно в минувшую среду. Государственная нефтяная компания Южного Судана, Nilepet, объявила о создании совместного предприятия с Glencore.
Предполагается, что первые поставки нефти СП, на 51% контролируемое африканцами и на 49% — Glencore, начнет в августе.
Кроме китайцев, нефть у Судана в значительно меньших объемах покупают малазийская Petroliam Nasional, а также индийская компания Oil & Natural Gas Corp.
Грузовик «Урал» и автомат Калашникова — символ дружбы с Россией
Впрочем, по части поставок оружия враждующим сторонам в Судане Китай не одинок. Россия поставляла Хартуму тяжелую военную технику, включая военные самолеты, а ополченцам на Юге — стрелковое оружие.
«Многие южносуданские руководители проходили подготовку у советских инструкторов в Эфиопии, в других африканских странах. Грузовик «Урал» и автомат Калашникова прочно ассоциируются у жителей Юга Судана с нашей страной», — напомнил РИА «Новости» спецпредставитель президента РФ по Африке, глава комитета по международным отношениям в Совете Федерации Михаил Маргелов. Военные навыки и автоматы южанам еще понадобятся, и не только из-за возможных столкновений с соседями с севера. В самом Южном Судане боевые действия с правительством ведут семь вооруженных группировок, обвиняющих власти страны в коррупции и авторитарном стиле правления.
Что до будущего отношений России и Южного Судана, то они, по словам Маргелова, лежат в экономической плоскости: «Практически страну надо строить с нуля, поэтому нам нужно не упустить возможность и войти в экономику Южного Судана как можно скорее и с серьезными намерениями». В будущем РФ планирует открыть посольство в Южном Судане, пока же представлять российские интересы в Джубе будет российский посол в Уганде.
Новое государство из всех атрибутов независимости пока успело обзавестись красочным флагом. В минувший понедельник представитель властей Южного Судана пообещал решить вопрос и с новой валютой. Уже объявлено, что июльскую зарплату чиновники нового субъекта международного права получат в новых суверенных дензнаках.
По материалам: BFM.ru
Инф. delo.ua