Наиболее вероятным претендентом на пост главы ЕЦБ, который станет вакантным в октябре 2011-го, считается итальянец Марио Драги. Немецкий журнал Der Spiegel дал полный расклад по будущему «господину Евро»: кто он и почему его так любят Саркози и Меркель.
После того, как президент Бундесбанка Аксель Вебер сам снял свою кандидатуру на пост главы Европейского центрального банка, аналогично поступил еще один кандидат из Финляндии. Остается единственный вариант — итальянец Марио Драги. Представитель погрязшей в долгах нации может возложить на себя основную ответственность за спасение евро (напомним, глава ЕЦБ избирается на целый восемь лет).
Разве мог бы Марио Драги стать кем-то иным кроме главы Центробанка? Когда он родился в 1947 году, его отец в Риме пытался организовать печатание послевоенных итальянских денег. Теперь сын работает в том же здании в качестве управляющего Банком Италии.
Репутация итальянского Центробанка исторически была несколько сомнительной. Спекулятивные пузыри, резкие скачки инфляции и валютные кризисы — все это брало начало в Палаццо Кох (в этом здании находится ЦБ). Многие главы Центробанков не только вмешивались в национальную политику, но и принимали участие в закулисных сделках.
Предшественник Драги Антонио Фазио ушел со своего поста в 2005 году на фоне скандала, связанного с коррупцией, торговлей внутренней информацией и злоупотреблениями должностными полномочиями.
Так станет ли новым «господином Евро» представитель подобного учреждения? Вполне возможно. Имя Драги в качестве кандидата на пост главы ЕЦБ стало упоминаться чаще, как только Аксель Вебер объявил, что уходит из ЕЦБ в апреле и не сбирается претендовать на должность главы.
«Этот итальянец»
Вопрос в следующем: стоит ли делать этого человека ответственным за стабильность единой валюты? Может ли быть будущий глава ЕЦБ, консервативного учреждения, созданного по образу и подобию борющегося с инфляцией Бундесбанка, быть представителем нации, где цены традиционно высоки, а уровень суверенного долга является вторым по величине в пределах еврозоны?
Ведущие немецкие политики высказывались против подобной идеи в частном порядке. Они просто не знают, как объяснить это немецким избирателям. Популярное издание Bild на своих страницах заявляет: «Ни в коем случае» нельзя делать «этого итальянца» президентом ЕЦБ, учреждения, которое контролирует старую добрую немецкую марку".
Но канцлер Ангела Меркель обычно не позволяет Bild стоять у себя на дороге, да и президент Франции Саркози лоббировал итальянца. Так что, судя по всему, дело решено. Лидеры ЕС примут окончательное решение в ходе июньского саммита. Сложно себе представить, что они проголосуют против воли двух основных держав региона.
Даже если лидеры ЕС откажутся просто принять выбор Меркель и Саркози, а вместо этого начнут искать более квалифицированного кандидата на эту должность, итальянец все равно будет на верхней строчке списка.
Лучшее, что может предложить Европа
Именитые экономисты по всему миру, включая американца Нуриэля Рубини, верят в Драги. Министры финансов, такие как, например, министр Люксембурга Люк Фриден, описывают его как «представительного и эрудированного» человека.
Бывший министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк заявляет, что на международных саммитах, таких как G8 и G20 Драги «всегда очень независим во взглядах, очень спокоен и прекрасно владеет технической информацией». В банковских кругах лондонского Сити, где он работал несколько лет как глава европейского отделения американского инвестиционного банка Goldman Sachs, он известен как «Супер Марио».
Британское издание Financial News назвало его вторым по степени влияния человеком в европейском финансовом секторе. Его обошел только глава инвестиционного отдела Deutsche Bank Аншу Джейн. (Глава Deutsche Bank Джозеф Акерманн только на 6-й позиции, а глава Бундесбанка Вебер и председатель ЕЦБ Трише и того ниже.)
«Весь международный финансовый истэблишмент поддерживает Драги», сообщили источники в Брюсселе изданию Financial Times Deutschland. Вероятно он «лучшее, что Европа может предложить».
Драги очень отличается от премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Он человек тихий и вежливый. Он ведет себя вполне дружелюбно, но немного смущается на публике, хотя в работе очень практичен. Его кредо: не нужно «тратить время на разговоры и компромиссы, когда решение только одно», как заявил он в одном из немногочисленных интервью.
Он не посещает гламурных вечеринок. В свое свободное время он предпочитает ходить в походы или заниматься альпинизмом. Он женат, имеет двоих детей, но о его личной жизни известно немногое. Он воплощает в себе прекрасную альтернативу Берлускони, который приводит в смущение многих своих соотечественников.
Драги сначала учился в Риме, но степень кандидата наук он получил в Массачусетском технологическом институте. Затем он преподавал экономику во Флоренции. В1984 году он начал работать в Вашингтоне в качестве исполнительного директора Всемирного Банка, а в 1990 возвратился домой и стал трудиться в министерстве финансов. За это время сменилось пять министров, но Драги остался. Он приватизировал проблемные госпредприятия, и сейчас они приносят в госказну порядка 60 млрд. евро.
При министре финансов Карло Азельо Чампи он начал реформировать госбюджет, где был высокий уровень задолженности. Это было перед вступлением Италии в еврозону в 1999 году.
Драги покинул правительство в 2001 году, когда Берлускони стал премьер-министром. В течение года он учился в Гарварде, а затем перешел работать в частный сектор. Он стал трудиться в Goldman Sachs.
Президент Франции Николя Саркози считает этот период темным пятном на репутации Драги. Однако Пеер Штайнбрюк полагает, что то, что европейский банкир «стал лучше понимать англо-американский мир», это «скорее преимущество, чем недостаток».
Когда ЦБ Италии чуть не обвалился в 2005 году, правительство Берлускони вновь позвало Драги. Он должен был сыграть роль спасителя и номинального лидера. Однако его начальство тогда еще не подозревало, что он станет еще и главным критиком и обличителем.
«Мы все должны следовать примеру Германии»
С тех пор главный банкир Италии регулярно устраивает «разносы» своим соотечественникам. Он требует реформ, реструктуризации долга, повышения производительности, борьбы с бюрократией. Часто эти требования резко контрастируют с мнением министра финансов Джулио Тремонти. Его взгляды на европейский кризис близки скорее к прусским, чем к средиземноморским.
«В рамках валютного союза «неприемлемо использование одних государств другими», заявил он в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung. Таким образом, еврозона нуждается в квази-автоматических санкциях, которые бы заставили ее нации придерживаться экономного и стабильного финансового курса.
Он хочет, чтобы в еврозоне были введены новые правила, побуждающие ее членов проводить реформы, направленные на стимуляцию роста. Драги полагает несправедливым, если жители одной страны уходят на пенсию в 57 лет, когда в другой они работают до 67.
Это, по его мнению, приводит к дисбалансу конкурентоспособности, что может всем дорого обойтись. Германия увеличила пенсионный возраст до 67, что способствовало повышению ее конкурентоспособности.
«Мы все должны следовать примеру Германии», говорит Драги. Таким образом, единственным недостатком Драги, мешающим ему занять пост главы ЕЦБ, является «неправильный паспорт». А значит, шанс того, что кандидатура «этого итальянца» будет принята на саммите ЕС в июне, сохраняется.
Кроме всего прочего, поговаривали о том, что данный пост может занять финн Еркки Лииканен или его коллега из Люксембурга Ив Мерш. Они оба являются представителями «правильных наций».
Однако Финляндия сама сняла кандидатуру Лииканена, а шансы Мерша невелики, так как другой представитель Люксембурга Жан-Клод Юнкер, вероятно, останется президентов Еврогруппы. А иметь двух представителей такой маленькой страны на ключевых постах в ЕС это уже слишком.
Другими словами, шансы Драги совсем неплохи.
По материалам: Blogberg.ru
Инф. delo.ua