Несмотря на рост ВВП, оживление розничных продаж и позитивную динамику промышленного производства, остается слишком много вопросов, чтобы безапелляционно заявить: кризис остался в прошлом, пишет в своем аналитическом материале вице-президент Foyil Securities Дмитрий Мошкало.
Аналитики, отслеживающие статистические показатели экономики США, в ближайшие два года ожидают довольно обнадеживающий 3%-ный рост ВВП. Оптимизма придают позитивные цифры по промышленному производству.
После 18% падения от своего максимума в конце 2007 года, промпроизводство достигло минимума в 95% от 2002 года. На сегодняшний день промпроизводство стабилизировалось практически на уровне 2002 года. Однако, несмотря на зафиксированный в 2009 году позитивный тренд, его уровень по-прежнему остается на 14% ниже своего докризисного уровня.
Дешевый доллар и сохранившийся спрос за рубежом позволил промышленности США частично амортизировать удар от падения внутреннего спроса. Однако сомнения относительно возможного сворачивания господдержки экономическому росту в Китае, одновременно с усиливающимся по отношению к прочим валютам долларом США, опять ставит на повестку дня вопрос, насколько прочной может быть позитивная динамика промпроизводства США при отсутствии высокого спроса внутри самой страны.
Следующим благоприятным фактором, рассматриваемым аналитиками, является рост потребления. Иными словами, американцы опять начинают тратить деньги. После самого большого за последние 30 лет спада покупательской активности сейчас объем потребительского рынка практически вернулся на докризисный уровень.
Этому способствовало два фактора. В начале кризиса впервые за многие годы уровень сбережений населения сравнялся с уровнем потребления. То есть, американцы начали потреблять столько же, сколько реально и заработали (т.е. перестали жить в долг). Однако этот феномен не смог превратиться в тенденцию. На мой взгляд, это стало, скорее, результатом психологического шока первых кварталов кризиса. После того, как потребитель пришел в себя, старые потребительские привычки вернулись, что нашло отражение в цифрах по товарообороту.
Вторым фактором, позитивно отразившемся на росте розничного товарооборота, выступили беспрецедентные разнообразные программы господдержки производителей, а также дополнительных дотаций и налоговых льгот потребителям. Насколько долго сможет просуществовать "покупательский социализм" по-американски – ключевой вопрос для аналитиков. Особенно острым он становится, если посмотреть на динамику доходов американских семей, а также на готовность банков кредитовать рядового американца.
Так, уровень доходов за вычетом всевозможных государственных трансферов, упав на 7-8% от своего докризисного максимума, находится на минимуме. Иными словами, реальная покупательная способность американских домохозяйств, если оперировать фактическими доходами, абсолютно не восстановилась и продолжает стагнировать.
Уровень банковского кредитования экономики, включая и потребительское, продолжает снижаться. Объем банковских кредитов уменьшился на 10%. Нежелание банков кредитовать реальный сектор, несмотря на триллионы долларов, влитых в американскую финансовую систему федеральными властями, является довольно сильным аргументом против радужных ожиданий.
Невеселая картинка вырисовывается и с занятостью населения. Официальный уровень безработицы колеблется последние полгода в пределах до 10%. Однако большинство экспертов "за кадром" признаются, что фактический уровень безработного населения составляет около 16-18%, а в ряде штатов эта цифра превышает 20%.
Теперь последний "довод королей" - игра вокруг стоимости доллара США. Слабый доллар, как уже отмечалось, сыграл свою позитивную роль по отношению к поддержанию конкурентоспособности американской промышленности. Однако в свете последних тенденций, когда объем привлекаемых в страну финансовых инвестиций все больше и больше мельчает, а дешевый экспорт уже не в состоянии перевесить все более дорожающий сырьевой импорт, на повестку дня выходит необходимость поднятия процентных ставок ФРС (федеральной резервной системы).
Именно чрезвычайная слабость внутреннего потребительского рынка вынуждает ФРС придерживаться политики дешевых денег. Однако, чем дольше статус кво сохраняется, тем более очевидным становится, что дешевые ресурсы не доходят до конечного потребителя, а совокупность избыточной ликвидности вместе с низкой доходностью по федеральным займам, начинают значительно изменять сложившейся за последние три десятилетия ланшафт мирового рынка капиталов.
Ресурсы перераспределяются в пользу иных носителей капитала, в частности, в пользу сырьевой группы. Это уже привело к разбалансировке спроса и предложения в металлургии. На подходе и другие сектора.
Не урегулировав проблемы финансового сектора и не сбалансировав спрос и предложение, мировое сообщество подходит в формированию новых "пузырей". И хорошая отчетность американских корпораций не должна мешать инвесторам видеть реальную картину.
Материал подготовлен вице-президентом Foyil Securities Дмитрием Мошкало для Корреспондент.net
Инф. korrespondent.net