Международные кредиторы, спасшие Латвию от дефолта, предъявили правительству страны обширный список требований по реформированию экономики и госуправления. Для выполнения каждого требования поставлены конкретные сроки.
Год с небольшим назад, когда Латвия из «балтийского тигра» неожиданно превратилась в страну-банкрота, спасать ее кинулись всем мировым сообществом. МВФ, Еврокомиссия, ЕБРР и примкнувший к ним «скандинавский пул» из Швеции, Дании, Финляндии и Норвегии выделили ей кредит в общей сумме ?7,5 млрд. Кредит предполагалось давать по частям в течение 2009–2011 годов.
Взамен кредиторы потребовали от страны проведения радикальных реформ в бюджетной политике. Латыши, радостно пообещав: все, мол, сделаем, как скажете, уже в декабре 2008 года получили первый транш кредита МВФ – ?589,6 млн. В феврале 2009 года еще ?1 млрд дала Еврокомиссия.
Но обещанных реформ не случилось. Более того: их никто и не собирался проводить, поскольку в июне в стране ожидались муниципальные выборы, а кто ж перед выборами станет резать пенсии и зарплаты госслужащим? Полгода МВФ и еврокомиссары грустно наблюдали, как латыши проедают кредиты с докризисной широтой души. За это время в Латвии сменилось правительство, а новое, открестившись от обещаний старого, стало неторопливо «готовить свои предложения» по реформам.
Конституционный сюрприз
Когда долгожданные выборы прошли, а кредитные деньги кончились, пришлось-таки что-то делать, чтобы кредиторы не обиделись окончательно. На следующий же день после выборов латвийское правительство объявило о сокращении пенсий на 10% и отрапортовало, что обещанные реформы проведены, можно и перечислять очередной транш кредита.
Но международным кредиторам этого оказалось недостаточно: они выдвинули ряд конкретных требований, главным из которых было сокращение бюджетных расходов в 2009 году на ?700 млн. Два месяца шел торг между латвийским правительством и эмиссарами МВФ и Еврокомиссии. В результате торга родились так называемые «июльские секретные протоколы».
Эти самые протоколы настойчивые кредиторы обязали подписать не только латвийское правительство, но и все пять партий правящей коалиции. Чтобы в случае падения очередного правительства новое не смогло отвертеться от обещаний.
С июля по самый конец декабря латыши усердно составляли бюджет на 2010 год. Число проектов этого документа к декабрю приблизилось к десяти. Но документ был-таки принят. Требования кредиторов о сокращении дефицита еще на ?700 млн были формально выполнены. Но последняя предновогодняя неделя принесла сюрприз: конституционный суд страны отменил пункт бюджета о снижении пенсий. И, более того, обязал правительство вернуть недоплаченные пенсии с июля по декабрь 2009 года. Это решение пробило в бюджете Латвии новую дыру.
Ограничили суверенитет
Видя, что с латвийским правительством невозможно работать при помощи общих указаний (тем более, что в 2010 году в Латвии ожидаются очередные, еще более важные выборы – теперь уже в Сейм), международные кредиторы подготовили для подписания два протокола. Эти протоколы составлены в виде расписания на следующий год с жесткими сроками выполнения каждой задачи.
Главным пунктом там оговорено, что любые решения латвийского кабинета министров, касающиеся налогов или госгарантий должны приниматься только после согласования с Европейской комиссией и МВФ. Правительство также должно информировать доноров о любых свободных или сэкономленных деньгах. Направлять эти деньги оно должно только на освоение средств еврофондов, активизацию рынка труда и социальную подушку безопасности.
Таким образом, Латвия лишается суверенного права самостоятельно устанавливать и изменять свои налоги. И сильно ограничивается в праве расходовать собственные бюджетные средства. Что же касается бюджета на 2011 год, то МВФ и ЕК практически в приказном порядке обязывают приступить к его подготовке уже в начале года. Подготовка должна вестись под постоянным контролем со стороны эмиссаров доноров, и готовый проект должен быть представлен на утверждение не позднее середины года.
До конца сентября Латвия должна провести аудит функций государства и самоуправлений, определить эффективность и стоимость своих услуг, после чего большую часть их делегировать частному сектору. Правительство должно усилить контроль над расходами министерств и исключить траты на мероприятия «не первой необходимости».
Малый бизнес – в нагрузку
Наряду с общими требованиями о разработке до конца июня 2010 года долгосрочной налоговой политики государства в меморандумах ЕК и МВФ имеется масса конкретных указаний. Вплоть до обязательств до конца мая перепрофилировать государственный ипотечный банк Latvijas Hipotēku banka в банк развития. Банку предписывается прекратить обслуживание расчетных карт и привлечение депозитов от населения, а взамен – заняться финансированием малых и средних предприятий, инфраструктуры и других национальных проектов развития.
Меморандум ЕК обязывает латвийское правительство до конца марта упростить налогообложение, отчетность и доступ к микрокредитам для малого и среднего бизнеса. К концу же июня правительство должно упростить регистрацию имущества, упростить получение разрешений для начала и проведения строительства и ввести электронную подпись для сокращения бумажной волокиты.
В конце марта Латвия по решению доноров обязана начать программу по спасению ипотечных должников, потерявших источники доходов. На эти цели кредиторы выделяют ?120 млн, но разрешают расходовать в год не более ?45 млн.
Документ от Еврокомиссии – особенно объемный. Фактически он представляет собой подробное расписание «домашних заданий» для ученика-второгодника. Похоже, латвийские кредиторы начали понимать, что страной под названием Латвия им придется управлять лично. В противном случае надежды когда-нибудь вернуть свои кредиты у них не остается.
Инф. delo.ua