Сегодня, как никогда остро возникает вопрос о надежности финансовых учреждений. Как сориентироваться на финансовом рынке и как выбрать именно «здоровый банк» в качестве финансового партнёра?
Действительно, показателей работы финансового учреждения, на которые можно ориентироваться, довольно много. Это, в первую очередь, связано с отсутствием на сегодняшний день однозначной дефиниции «надёжный», которую можно было бы применить к банку.
Конечно, говоря об устойчивости работы коммерческих банков, можно попробовать обозначить ключевые признаки их надёжности, с учетом нынешней экономической ситуации, когда доверие населения к банковскому сектору значительно пошатнулось. Существует широкий спектр качественных и количественных признаков стабильной и прочной кредитно-сберегательной компании, а именно: продолжительность работы банка на рынке, финансовые показатели, прибыльность, неизменность в своих обязательствах перед клиентом, членство в Фонде гарантирования вкладов физических лиц, вхождение в группу крупнейших кредитно-финансовых учреждений, наличие разветвлённой филиальной сети, размер собственной банкоматной сети, наличие рейтингов международных агенств и т.д. Такие данные можно почерпнуть на сайте Национального банка Украины, Ассоциации украинских банков и самого финансового учреждения.
Но большинство украинских финансистов подчеркивают, что в разные промежутки времени критерии оценки надёжности банка меняются. Ряд вышеупомянутых показателей банка в период экономической нестабильности становится второстепенным. Например, некоторые результаты тех же международных рейтинговых агентств себя не оправдывают. По словам директора национального агентства «Кредит-Рейтинг» Станислава Дубко: «Тяжело их (рейтинги) присваивать, не имея офиса в стране и не зная местных реалий. Здесь нужно сравнивать уже не с другими странами, а в рамках одной экономики с учетом ее специфики. Иногда у международных агентств могут быть, на наш взгляд, немного странные оценки или неверные ориентиры». Это подтверждается печальной участью Леман Бразерс, Мерин Линч и других зарубежных банков, которые имели довольно высокие кредитные рейтинги. Но несмотря на присутствие определенной субъективности в работе рейтинговых агентств, некоторые критерии их оценки деятельности банков по прежнему высоко котируются среди инвесторов, финансистов, да и просто большинства банковских клиентов.
По мнению финансовых экспертов, в период экономической нестабильности возрастает роль транспарентности как фактора доверия к финучреждению. Как заметил авторитетный украинский финансовый обозреватель Ю.Сколотяный: «Когда доступ на внешние рынки ограничен или практически закрыт, то информационная прозрачность является необходимым элементом повышения доверия рядовых вкладчиков, и в этой связи это вопрос выживания банков и их задел на будущее». С таким мнением в целом согласна и заместитель председателя правления Укргазбанка Елена Дмитриева, которая к информационной открытости банка добавила степень ликвидности банка, как неотъемлемого атрибута его стабильного положения. По словам банковского топ-менеджера: «Самый важный критерий оценки надежности сейчас – это информационная открытость и состояние ликвидности финансовой структуры». Возможно, что регулярное предоставление банком полной информации о себе, так или иначе заставляет его менеджеров болем строго просчитывать все риски, а значит реально заниматься вопросами надежности своей компании. Видимо, поэтому высокий уровень транспарентности банковского учреждения обязательное условия его работы на мировом финансовом рынке.
Так, по данным международного рейтингового агентства Standard & Poor's средний показатель раскрытия информации ведущими мировыми банками составляет порядка 70-75%. В Украине такого уровня транспарентности смог достичь только Укргазбанк (71,2%). В целом же по стране средний показатель раскрытия информации украинскими банками составляет 45-50%. Будем надеяться, что финансовый кризис подтолкнёт отечественные банки быть более открытыми, а, следовательно, более надежными. Тем более, что это не прихоть, а неумолимое требование сегодняшнего времени.