Президентская защита и опора – блок НУНС – рассыпается на глазах. К ушедшему недавно Викторе Балоге присоединились еще пять нардепов. Объяснили это решение нежеланием оставаться дальше в партии с теми, кто «сменил ориентацию». Пока депутаты уходят «в никуда», но политологи поговаривают, что это еще не вечер, и наверняка будет создана политическая сила, которая будет любить Президента гораздо сильнее, чем НУНС.
О том, чем чревато такое «брожение» внутри коалиционной фракции, о переформатировании коалиции и о наболевших темах неработы парламента рассказал корреспонденту ForUm’а народный депутат Украины VI созыва, член фракции НУНС Владимир Стретович.
- Владимир Николаевич, шесть депутатов вышли из «Народного Союза Наша Украина». Это угроза существованию коалиции?
- Если внимательно читать регламент и Конституцию, то коалицию создают фракции. В случае НУНС для того, чтобы фракция изменила свою позицию относительно коалиции, нужно, чтобы ушло не менее 36 народных депутатов. Эти пять человек погоды не делают и в перспективе ничего не сделают. Поэтому коалиция не распадется.
Может случиться ситуация при которой нынешнее правительство будет работать, но у этого правительства не будет поддержки в парламенте. То есть будет парламентское меньшинство, которые не проведет ни одного законопроекта, но будет действовать и правительство, которое будет регулировать все своими постановлениями и распоряжениями. Эта ситуация может случиться в Украине в будущем.
- Каковы все же причины выхода депутатов из партии?
- Об этом я могу только догадываться. Первой ласточкой стал уход главы Секретариата Балоги, дальше был шаг его соратников Криля и Петевки. Речь идет о создании новой общественной организации или политической силы. Сейчас даже говорится, что достигнуто соглашение с партией «Великая Украина», которая будет строиться на принципе единства востока и запада, и вроде бы эта сила должна стать опорой Виктору Ющенко на следующих президентских выборах. Как будет, покажет время.
- Это значит, что будет создана новая пропрезидентская партия?
- Ничего такого сказать не могу. Но можно говорить о том, что сейчас стартует новый политический проект для того, чтобы объединить Украину. Будет ли он удачным, сказать сложно. Электоральные ниши разобраны и закреплены за каждым политическим лидером. По сути, нужно искать нового избирателя. Я сомневаюсь, что будет большой перелив электоральных симпатий от сильной политсилы к только что созданной. Неизвестно, где эта сила будет искать поддержку. Ее неизбежно нужно забирать или у БЮТ, или у НУНС, или у ПР, Блока Литвина. Это достаточно проблематичный вопрос. Думаю, что люди, стоящие за этим проектом, просчитали, сколько новая партия может набрать голосов на выборах. Я думаю, этот показатель колеблется от 3 до 5%, что существенно не повлияет на политическую ситуация в Украине.
- Сейчас активно говорят о новых досрочных выборах. Называют дату их назначения - 14 марта, если трибуну так и не разблокируют. Будем ли мы еще раз голосовать в этом году?
- Это все предположения, не более того. Как человек, который писал Конституцию в 1996 году, могу сказать, что сегодня нет оснований для того, чтобы через тридцать дней распустить парламент. Если бы сессия не началась вообще, можно было бы отсчитывать тридцатидневный срок. А так пленарное заседание началось 5 февраля, поэтому на протяжении этой сессии уже нельзя задействовать эту норму. Очевидно, здесь нужны будут разъяснения Конституционного суда. Я бы не паниковал заранее. Этот год будет абсолютно спокойным. Но я требую, чтобы спикер, поскольку Верховная Рада не работает, сократил зарплату депутатам вдвое.
- Что касается спикера, оппозиция и некоторые политологи предлагают ему уйти в отставку…
- Это вопрос к Яценюку. Нужно учитывать то, что спикер у нас молодой и у него мало опыта. Я думаю, что молодость - это недостаток, который очень быстро проходит, и Яценюк «вырулит» из сложившейся ситуации. Вопрос в том, как бы это не стало специально спланированной акцией для того, чтобы унизить парламентаризм и на его фоне показать результативность другой ветви власти. И таким способом полностью дискредитировать парламент и показать, что нужна сильная рука, которая сможет навести в стране порядок. Мне кажется, сейчас мы катимся назад, подрывая основы парламентаризма.
- В связи с этим можно ли ожидать переформатирования коалиции?
- Я считаю, этого не произойдет. Длительное время, до лета, Верховная Рада будет работать в ситуации отсутствия большинства для проведения законов Кабинета Министров. Будет «плавающая» коалиция. Хотя за определенные законы ситуативно могут быть кинуты голоса и коммунистов, и Блока Литвина, и Партии регионов. Верховная Рада будет работать непрогнозировано до того времени, пока не будет переформатирован весь состав парламента.
- Когда можно ожидать стабилизации работы ВР?
- Вопрос трудный. В наших прагматичных, а тем более украинских реалиях, говорить об этом очень сложно. Когда-то главу Национального банка спросили, когда будет введена гривна. Он ответил, что в четверг. Могу ответить теми же словами: в четверг можно ожидать нормальной работы парламента.
- Украина пока что не высказала своего отношения по поводу Косово? С чем это связано?
- Если бы парламент работал, я думаю, была бы позиция ВР о том, что нельзя силовым методом вершить благородные дела. Сегодня Европейский Союз раскололся на две части. Одни поддерживают провозглашение независимости Косово, другие не признают этой независимости. В конфликте видится нестабильность. К границам Косово подтягиваются полицейские отряды. Решение международных конфликтов силовым путем в третьем тысячелетии абсолютно невозможно. Возникает вопрос, зачем нужна ООН, миссии? Это означает, что мир находится в кризисе, если уже проблему маленького Косово мы не можем решить цивилизованным путем. Мне кажется, всем сторонам следует сделать шаг назад и попытаться принять правильное решение. Если этого не сделать, можно поджечь Бикфордов шнур под стабильностью в Европе. Лично я не приветствую позицию разделения точек зрения относительно Косово. Украина должна занять позицию того, что силовой способ провозглашения независимости не является сегодня пригодным для Европы.
Анна Гончаренко
«ForUm»