В среду, 25 мая, премьер-министр Юлия Тимошенко собрала собственников и руководителей предприятий ГМК. Тема беседы: на внешних рынках металлопроката цены стремительно падают, а себестоимость проданной тонны металла растет, посему власть должна бы как-то помочь главной экспортообразующей отрасли. Металлурги жаловались на “темные” правила игры и курсовую политику. Премьер обещала помощь, но не раньше чем появятся “честные цены и честные налоги”. При этом министр топлива и энергетики сулил повышение стоимости энергоносителей. По поводу курса доллара ясности тоже не прибавилось.
Мировые тенденции
Как утверждают аналитики, начиная с конца марта 2005 года на основных мировых рынках стали предложение превышало спрос. Действия китайского правительства по охлаждению своей экономики спровоцировали тамошних металлургов больше продавать за рубеж, в первую очередь, полуфабрикаты и длинномерный прокат. В результате доля металлургов других стран на рынке уменьшилась примерно на 18-20 млн. тонн только за первый квартал текущего года. Такие объемы существенно повлияли на цены с учетом того, что из производимого ежегодно миллиарда тонн стали около 280 млн. тонн экспортируется. Медвежью услугу рынку оказала отмена китайским правительством возмещения НДС при экспорте полуфабрикатов с 1 апреля и сокращение ставки НДС с 13% до 11% при экспорте готовой продукции с 1 мая. В краткосрочной перспективе это не подняло цены в мире, как ожидалось. В марте китайцы просто резко увеличили вывоз полуфабрикатов и, таким образом, закрыли спрос на рынке до июля-августа. Цены на китайский готовый металлопрокат практически сравнялись со стоимостью полуфабрикатов.
Украинские реалии
В украинских же портах металлопродукция, по словам самих металлургов, накапливается постоянно — никто не хочет покупать, хотя цены снижаются (на заготовку упали с 350 долларов в апреле до 280 долларов в мае, на горячекатаный рулон — с 550 до 410 долларов). Как следствие, многие комбинаты начали сокращать производство — переходить на плановые и внеплановые ремонты. Вот Юлия Тимошенко и собрала металлургов, чтобы уяснить, какие шаги требуются от правительства.
Многие выступавшие собственники меткомбинатов сетовали на отсутствие четких правил игры, в том числе, на рынках железорудного сырья, коксующегося угля, электроэнергии, газа, железнодорожных тарифов...
“До нынешнего года мы имели с китайскими металлургами практически одинаковую себестоимость, — заявил президент консорциума “Индустриальная группа” Виталий Гайдук (компания контролирует Алчевский меткомбинат, ДМК им. Дзержинского, ряд других предприятий в Украине, Польше, Венгрии). — Только за последние несколько месяцев были предприняты некоторые действия, которые позволили им иметь принципиально более низкую себестоимость” [кажется, имелись в виду действия не китайского, а украинского правительства]. Г-н Гайдук перечислил ряд позиций, по которым и ближайшие конкуренты украинских металлургов — россияне — имеют значительные преимущества; у них дешевле энергоресурсы, качество металлургического сырья выше, а доля устаревшего мартеновского способа производства в два раза ниже. И предрек, что ближайшие два года будут одними из самых худших для украинских металлургов.
Председатель правления ОАО “ММК им. Ильича” Владимир Бойко призвал коллег по подотраслям ГМК добровольно ввести ограничение собственной рентабельности до 30% от себестоимости производства продукции. Его поддержал председатель совета директоров Midland Resources Holding Limited (компании принадлежит около 40% акции комбината “Запорожсталь”, который, как и ММК им. Ильича, не имеет собственных источников железорудного сырья и кокса) Эдуард Шифрин, только он не стал уточнять конкретные показатели рентабельности. По его мнению, всем участникам рынка необходимо пропорционально снижать цены; только в таком случае можно будет избежать резкого падения производства.
Согласился с этим даже собственник компании “Смарт-групп” Вадим Новинский (компании принадлежит Ингулецкий горно-обогатительный комбинат, специализирующийся на выпуске железорудного концентрата). Он выразил готовность участвовать в переговорах, в результате которых можно будет скорректировать цены на железорудное сырье вслед за снижением стоимости металлопроката. Упомянул г-н Новинский и еще об одной проблеме, которая его волновала — опубликовании в СМИ списков предприятий, якобы подлежащих реприватизации, в которые включался также ИнГОК. По словам г-на Новинского, в результате у ГОКа ухудшились отношения с банкирами. Собственник “Смарт-групп” даже попросил совета у премьера — а не подать ли в суд на эти СМИ? Г-жа Тимошенко на это заявила, что никаких подобных списков в правительстве не существует: “В бюджете денег на реприватизацию и национализацию не предусмотрено. Ваша стабильность базируется не на публичных заявлениях власти. Мы что, не знаем, как передел проходит и как он может пройти, и как вам предлагают совсем другие модели лишения собственности? Давайте найдем путь, который, с одной стороны, восстановит у 48 млн. людей ощущение справедливости, а с другой — не разрушит вашу работу, которая абсолютно нужна стране. Если мы не найдем такую форму, вас все равно порвут на части со временем через межкорпоративные отношения. Один предприниматель подаст в суд на другого, у одного все нормально в судах, у второго — нет”. По ее словам, наиболее вероятным вариантом пересмотра итогов приватизации станет принятие закона о дооценке имущества с последующей амнистией. Что касается регулирования металлургического рынка, то составлять правила игры будет рабочая группа, сформированная из собственников предприятий, представителей Антимонопольного комитета, ГНАУ. Минпромполитики и самой г-жи Тимошенко. В обмен на поддержку она призвала бизнесменов работать честно: “Честные цены на экспорт, честные налоги и мы будем вашими партнерами при решении любых вопросов”. По задумке премьера, должна появиться некая формула для высчитывания цен на все составляющие производства металла, отталкиваясь от “мировой цены” последнего [на самом деле, таковой и нет — сталь на биржах не котируется].
Однако нет сомнения в том, что планы понизить себестоимость металла наткнутся на значительное сопротивление, прежде всего, в самом правительстве. Как сообщил присутствовавший на совещании министр топлива и энергетики Иван Плачков, Кабмин планирует установить единые тарифы на электроэнергию для всех регионов. По предварительным расчетам, для потребителей первого класса он будет на уровне 16 коп. за 1 кВт-ч. Это означает, что в Донецкой и Днепропетровской областях киловатт для металлургов может подорожать на 1-2 коп. Кроме того, по словам г-на Плачкова, принято решение поэтапного повышения цены на газ до Нового года на 18-20%. По поводу возможного сопротивления со стороны металлургов Иван Плачков сказал: “Это не сопротивление, это конструктивный разговор. Нo мы никуда не денемся от повышения цен на энергоресурсы”.
…А еще металлурги очень жаловались на курсовую политику Haцбанка. Просили “хотя бы 5,1 грн. за доллар” Премьер выслушала, но ничего не обещала.