Степан Гаврыш – народный депутат Верховной Рады 3-го и 4-го созывов, бывший вице-спикер Верховной Рады, член Высшего совета юстиции Украины, доктор юридических наук. В 1998 году был одним из лидеров депутатской группы «Возрождение регионов». В интервью E-NEWS Степан Богданович рссказал о том, как сложилась его судьба после ухода из парламента, а также о причинах острого кризиса сегодняшней власти.
- Степа Богданович, после того, как Вы перестали быть депутатом, чем занимаетесь, как сложилась ваша дальнейшая карьера?
- Занимаюсь политикой, как и все граждане Украины… еще я являюсь членом Высшего совета юстиции, где исполняю свои функции без оплаты. Таким образом, еще я управляюсь в профессиональной юриспруденции, пытаюсь защитить независимость судебной ветви власти от коррупционной системы влияния и политизации украинского суда.
- Занимаетесь ли Вы политикой, какую политическую силу сейчас представляете?
- Я представляю политическую силу, которая называется «украинский народ», поэтому я являюсь независимым представителем того политикума, который сегодня имеет право на гражданскую позицию и соответствующие профессиональные, политические и, собственно для меня важно, что еще и юридические комментарии. Взирая на то, что именно в проблеме понимания и оценок конституционного поля Украины, верховенства права в стране и есть естеством украинского противостояния между ветвями власти, то есть институционный конфликт, и естеством конституционного кризиса. То есть, выход власти за пределы своих полномочий.
- Хотите ли Вы, или, возможно, планируете, вернуться в Верховную Раду в качестве депутата?
- Сейчас нет, не планирую, поскольку понятно, что в Верховную Раду можно вернуться только путем выборов, а я не уверен, что досрочные выборы произойдут немедленно, а я абсолютно убежден, что они неминуемо произойдут…. Главная дискуссия должна быть сосредоточена вокруг того - какую цель преследуют досрочные выборы? С моей точки зрения они должны преследовать цель - принятие изменений в Конституцию Украины, строительство конечной системы сдерживания, при которой ни одна из ветвей власти не может использовать политическое большинство или определенный властный мандат, чтобы узурпировать эту власть. Я убежден, что именно эта дискуссия должна быть основной среди политических сил, поскольку конституционных, юридических возможностей на это время для досрочных выборов не существует. Без сомнений, они могут возникнуть завтра, могут возникнуть вследствие самого первого конфликта между институтом президента и институтом Кабинета министров в новых условиях, где последний имеет политическое большинство и т.д..
Коалиция в ближайшее время может составить больше 300 депутатов, в этом случае конфликт будет только усилен, поскольку позиция президента, участие его в законотворчестве, то есть право вето, может быть сломано именно Верховной Радой и тогда не президент, а Глава Верховной Рады станет подписывать все законы. Таким образом, может возникнуть ситуация, которая была в 1994 году. Вопрос только в том, кто в таком случае будет Ельциным, а кто сядет на бронетранспортеры.
- Как бы Вы оценили работу парламентариев 5-го созыва?
- Сегодня парламент превращен в соответствующий цех украинского правительства и выборы, которые прошли с применением недемократической, абсолютно недемократической пропорциональной системы - закрытыми списками, привели в парламент непрофессионалов. Научить непрофессионалов работать в режиме законотворчества невозможно. Более того, они не представляют украинский народ, а представляют фактически своего лидера. Каждый из них пытается всяко продемонстрировать не только лояльность, но максимальную преданность лидеру, понимая, что таким образом он может сегодня иметь все блага, которые могут иметь те, кто во власти…
Современные парламентарии фактически потеряли функцию представителей народа и представляют интересы своих политических партий. Что касается законотворчества, то основным субъектом законотворчества в Украине выступает Кабинет министров и ведение ним системы согласований законодательных актов в соответствующих комитетах Кабмина, в министерствах. Это может привести к тому, что сегодня законодательство, которым обеспечена деятельность правительства, реально будет разрабатываться только в Кабмине и влиять на него больше никто не сможет, поскольку политическое большинство сегодня не является институтом формирования, или институтом, который имеет, скажем, свое правительство. Мы имеем ситуацию, когда в Украине фактически сегодня сформирована президентская форма правления, где функция правительства имеет значимое влияние на любую политику.
Беседовала Алена Былим
E-NEWS