Институт славяноведения Российской Академии Наук и Институт политических и этнонациональных исследований им. И. Ф. Кураса Национальной Академии Наук Украины проводят 21-22 марта 2007 года в Москве научную конференцию на тему "Украинцы и русские: братья? соседи? конкуренты? Украинцы глазами русских, русские глазами украинцев XIV-XXI вв." О перспективах российско-украинских отношений в интервью корреспонденту
ИА REGNUM рассуждал руководитель украинской делегации, доктор философских наук, президент Украинской Академии политических наук Николай Михайличенко.
Выступая на конференции, вы сказали о том, что России и Украине нужно сделать политические шаги навстречу друг другу. Какие именно политические шаги надо сделать?
Надо сделать два великих шага. Во-первых, отказаться от тех исторических стереотипов в отношении друг друга, которые влияют на обстановку и в России, и на Украине. России следует отказаться от роли "старшего брата" по отношению к Украине и перейти к партнерским, взаимовыгодным отношениям и в политической, и в экономической, и в научной, и в культурной сферах. А Украине следует перестать обижаться на так называемого старшего брата и сводить исторические счеты, то есть Украине не надо жить в прошлом, а надо смотреть вперед.
Во-вторых, надо чаще встречаться политическим деятелям, ученым, предпринимателям двух стран и согласовывать те политические и экономические интересы, в которых пересекаются и соприкасаются Россия и Украина. Не надо бороться друг с другом, надо строить новые отношения. Сегодня на конференции прозвучала такая экстремистская позиция, что, мол, придет новый сильный президент России и вернет Украину.
Нельзя российским политикам и экспертам делать подобных заявлений, а то Украина может предъявить свои претензии на деревню Москва, которую основал черниговский князь. Украинским политикам тоже нельзя делать экстремистских заявлений. Подобные заявления тиражируются СМИ и раскаляют общественное сознание. Это приведет к тому, что в России будет сформирован образ врага в лице Украины, а на Украине мы сформируем образ врага в лице России.
А разве этот образ уже не сформирован?
Сформирован и по ту, и по другую сторону, но, слава Богу, пока только частично. На Украине, как ни парадоксально это звучит, распространено двоякое отношение к России. С одной стороны, Россия рассматривается как сосед и партнер, а с другой - присутствует боязнь России. Когда вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский заявляет, что Украину надо превратить в российскую губернию, то частью украинского населения это расценивается как официальная позиция России. Экстремизм, как с одной, так и с другой стороны формирует образ врага. Надо, чтобы наши президенты встречались не раз в два года, а гораздо чаще.
Как бы ни относиться к Виктору Ющенко, но когда его выбрали президентом, первый визит он нанес в Москву. Это был жест доброй воли с его стороны. Чем больше мы будем согласовывать нашу политику, наши мнения, тем скорее "компенсаторское" отношение Украины к России сойдет на нет. Я верю, что лет через 10-15 мы будем воспринимать друг друга не как врагов, а как нормальных соседей.
За 15 лет Украине понравилось быть независимой. Только 8-10% населения ностальгируют по Советскому Союзу, а 80% хотят жить в независимой стране. Если Россия будет проводить взвешенную политику по отношению к нашей стране, то Украина еще не скоро вступит в НАТО. Если же будет осуществляться политика нажима и диктата, то страх перед Россией затолкнет Украину в альянс.
Исходя из вашего выступления на конференции, вы отрицаете существование региональных отличий в общественном мнении на Украине, а также - наличие проблемы русского языка в стране. Это так?
Проблема русского языка на Украине возникает только перед выборами. Кто-то набирает на спекуляциях на этой теме лишние голоса для прохождения в парламент, после чего о проблеме забывают. На обещании сделать русский язык вторым государственным пришел к власти Леонид Кучма, после чего он стал украинским президентом, и вопрос о русском языке больше не поднимал. В конституции Украины закреплено, что русский - язык межнационального общения, а украинский - государственный. Это было закреплено еще в 1989 году - в советское время.
С тех пор эта тема у нас то возникает, то исчезает. Полностью она, конечно, не исчезает, просто в определенный момент становится менее актуальной, отходит на второй и третий план. Соцопросы показывают, что около 65% населения считают украинский родным языком, и никуда мы от этого не уйдем. При этом наше общество двуязычно - одна половина населения говорит на украинском языке, другая - на русском. Проблема здесь не в русских на Украине, а в том, что русскоговорящие украинцы не хотят учить украинский язык.
Теперь о региональном аспекте. Существует миф о том, что Украина расколота по Днепру. Это не так. Носителями идеи о введении русского языка являются всего 4 региона - Донецкая, Харьковская, Луганская области и Крым. А в остальных областях, например, в Днепропетровской, иная ситуация: город говорит на русском, а село - на украинском языке. Мы проводили соцопросы отдельно среди русских и украинцев - около 45% русских заявляют о том, что их устраивает языковая ситуация в стране, а большинство населения считает, что не надо искусственно нагнетать эту проблему.
Вы признаете, что на русском языке говорит половина населения Украины. Исходя из этого, должен ли быть придан русскому языку какой-либо официальный статус?
Я считаю, достаточно того, что определено конституцией, где русский признан языком межнационального общения и утверждается также право на использование других родных языков. Тем не менее, Украине надо принять новый закон о языках, в котором должно быть положение о том, что каждый выпускник вуза должен знать украинский, русский и еще один европейский язык.
Если человек по окончании университета не знает 3 языков, он не может считаться образованным человеком. Принцип трехязычия - это сейчас официальная доктрина нашего правительства. То, что Украина защищает свой язык - это естественно. А Россия разве не защищает свой язык? Я думаю, что языковая проблема на Украине будет разрешена со временем, просто не надо решать ее политически.
ИА REGNUM