Президент Владимир Путин решил: российские рынки должны стать более русскими. Такое решение подпитывает ксенофобию – и ведет к перебоям в снабжении.
У своего прилавка с фруктами Ямзе переступает с ноги на ногу. В помещении Черемушкинского рынка в Москве очень холодно – и довольно пусто. Рядом с торговкой, закутанной в несколько слоев одежды, многие торговые места свободны – их на весь рынок примерно треть. Там, где раньше, как на восточном базаре, громоздились горы овощей, фруктов и мяса, сейчас стоят пустые столы.
Почему? «Торговать некому», – отвечает Ямзе. Долгие и холодные зимние дни избороздили лицо 55-летней грузинки морщинами. Ее товарки разъехались, потому что жили в России нелегально – или потому, что им не удалось попасть под новую квоту. Сегодня пустует еще больше прилавков, чем обычно, – по причине страха: ходят слухи, что грядет милицейская проверка.
Президент Владимир Путин хочет, чтобы российские рынки снова стали русскими. С середины января на так называемых колхозных рынках установлены новые правила: иммигрантами могут быть всего лишь 40% продавцов. А к 1 апреля залы Черемушкинского и всех прочих рынков опустеют еще заметнее, потому что к этому времени закон, который восходит к инициативе Путина «о защите местного населения», полностью вступит в силу. Тогда человек, у которого нет российского паспорта, больше не сможет продать россиянину ни одного яблока.
Последствия новой «русификации» ощутимы уже по всей стране. Пустые рынки в Москве, на Дальнем Востоке прилавки покидают китайцы и вьетнамцы. Власти признают, что начался исход мелких торговцев, но ничего не предпринимают. Большая часть прилавков так и будет пустовать, говорит московская торговка Ямзе. «Какой русский захочет работать в этих условиях?» За свое рабочее место в полтора метра она ежедневно платит по 600 рублей. Нередко за день у нее на руках остается рублей 500 – всего 15 евро. «Русские избаловались», – считает она.
Будучи грузинкой, Ямзе уже сталкивалась с последствиями идеологии «Россия для русских». Прошлой осенью российское правительство провело в отношении грузинского меньшинства в стране беспрецедентную кампанию и депортировало в Грузию несколько сотен «нелегалов».
Кабинет Владимира Путина и дальше продолжает заниматься иностранцами. Так, для них введены новые правила регистрации. Кто бы ни приглашал иностранца – работодатель, гостиница, домовладелец или просто друг – он каждый раз в течение трех дней должен прописать и выписать его в местной миграционной службе. Это значительные дополнительные расходы, прежде всего для тех, кто приезжает в Россию надолго, от беженцев до бизнесменов.
Но правил лучше придерживаться. В случае их нарушения грозит штраф в размере 30 тысяч долларов.
С законом, который к тому же настолько неопределенный, что вызывает одни недоумения, сталкиваются в первую очередь гостиницы. Одна гостиничная сеть Санкт-Петербурга в своем пресс-релизе даже объявила, что она пока вообще не будет принимать иностранцев – расходы и риски слишком велики.
Мания контроля в отношении иностранцев, напоминающая о советских временах, имеет не только популистские причины: согласно исследованию Международного банка реконструкции и развития (МБРР), сейчас Россия занимает второе место в мире по притоку иммигрантов. Многих людей из бывших советских республик притягивает сюда экономический бум. Нелегалов находится в стране как минимум полтора миллиона.
К этому следует добавить, что население России сокращается примерно на 700 тысяч в год. Бездетность – это уже тенденция. По оценке МБРР России, если власти не будут последовательно содействовать иммиграции, стране угрожают значительные экономические потери.
Однако президент Путин проводит в жизнь прямо противоположную линию. «Бюрократические мероприятия вообще ничего не дадут», – говорит Маттес Бубе, представитель Фонда Фридриха Эберта в России. Проблемы, связанные с иммиграцией, могут от этого только обостриться, утверждает он. «Усилится роль бандитов, нелегально переправляющих людей через границу, и, как следствие, возрастет связанная с этим преступность», – считает Бубе. Ведь спрос на дешевые рабочие руки велик, будь то мелкий ремонт на даче или гигантские стройки в городах. При этом многие россияне видят в иммигрантах не решение проблем, а дополнительное бремя. Согласно опросам, только 8% россиян полагает, что их страна действительно нуждается в приезжих.
Гнев народа обращен, в первую очередь, на огромные мясные и овощные рынки, на которых уже в советские времена этнические русские практически не торговали. На этих рынках, контролируемых грузинской, казахской или узбекской мафией, цены, как считают россияне, в любом случае завышены. Да и вообще, русским крестьянам места там не находится – вопрос, который был поднят даже во время «Прямой линии» – ежегодного постановочного мероприятия по общению с президентом.
Однако на Черемушкинский рынок русские все же ходят: в выходные там вообще не протолкнуться. По современному Дорогомиловскому рынку, что у Киевского вокзала, неловко передвигаются россиянки, разодетые в шикарные меха, сопровождаемые прислугой, которая на тележках подвозит покупки прямо к их джипам. Купить здесь можно все что угодно: от поросенка до рыбы-меч.
Несомненно, мафия активно действует и на рынках, рассказывает постоянный сосед Ямзе. Однако настоящие бандиты сидят в правительстве, которое принимает такие ксенофобские законы, ругается кавказец.
Примечательно, что два последних директора московского Центрального рынка умерли не своей смертью. С тех пор этот рынок закрыт – на реконструкцию.
Томас Виде
Inopressa