Алексей Ивченко в 2005-2006 годах был председателем правления НАК «Нефтегаз Украины», а в настоящее время является народным депутатом от «Нашей Украины». В ноябре прошлого года Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело в отношении бывшего руководителя НАК «Нефтегаз Украины» по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 364 Уголовного кодекса Украины (злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее тяжкие последствия). Сам Ивченко называет это «заказом правящей парламентской коалиции», и мягко говоря, «сказками». Тем не менее, ход расследований уголовных дел в отношении бывшего руководства НАК «Нефтегаз Украины» Генпрокуратура планирует рассмотреть уже 23 февраля. В то же время, во всех высказываниях и интервью Алексея Ивченко присутствуют громкие обвинения в адрес правительства. Это интервью – не исключение.
- Что Вы думаете о Законе, которым накладывается запрет на продажу, приватизацию и все остальные операции с газотранспортной системой Украины? Сможет ли он реально стать неким щитом, который оградит нашу страну от угроз энергетической зависимости, в частности, со стороны России?
- Я за то, чтобы использовать любые предохранители, чтобы сделать невозможными все манипуляции c газотранспортной системой Украины. Поэтому, этот закон был необходим, как еще один способ предотвращения манипулирования ГТС. Но, с другой стороны, если правительство захочет обанкротить газотранспортную систему или куда-то ее передать, то оно сможет это сделать другим путем. И тут, к сожалению, не помогут никакие законы. В том числе и тот, о котором мы сейчас говорим. Например, можно сознательно довести НАК «Нефтегаз» к банкротству, а значит и ДК «Укртрансгаз». После этого кредитор, которому должен «Укртрансгаз» подает на него в суды, включая международные. Далее этот суд, без сомнений, выигрывается и кредитор получает на балансе газотранспортную систему. При этом за границей арестовывается имущество Украины, как уже было, если помните, с украинским самолетом «Руслан». Какая-то компания выиграла суд и арестовала имущество Украины. Вот вам и вся проблема передачи газотранспортной системы. Это - главная проблема! (20 августа 2004 года Бельгийские судебные приставы наложили арест на украинский транспортный самолет Ан-124 (Руслан) Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова. Самолет был задержан в аэропорту Брюсселя (Бельгия) за долги Фонда государственного имущества перед кипрской компанией TMR Energy. Основанием для ареста самолета стало признание в Бельгии решения Стокгольмского арбитража за 2002 год по иску TMR Energy к ФГИ- РЕД.).
- В чем тогда смысл всей этой шумихи?
- Просто это еще один из способов, чтобы сделать невозможным передачу газотранспортной системы в концессию и запретить ее вложение в уставной фонд. Потому, что до этого ГТС запрещалось только продавать и приватизировать, а вносить в консорциум или создавать концессию было можно. Принятый закон это все запрещает. И это я могу только приветствовать, так как глубоко убежден, что газотранспортная система Украины должна оставаться государственной собственностью - это наш единственный стратегический объект, который обеспечивает энергическую безопасность Украины. Как только мы его куда-то сдвинем, потерям энергетическую, а соответственно и национальную безопасность нашей страны.
- Ваше мнение – были ли на самом деле «революционные предложения» со стороны украинского правительства по поводу передачи нашей газотранспортной системы и почему все-таки промолчал Виктор Янукович, когда в парламенте депутаты требовали от него объяснений по этому поводу?
- Я думаю, что договоренности, безусловно, были. Все слышали, что сказал министр топлива и энергетики, о том, что были договоренности на уровне премьеров. Насколько я понимаю, эти договоренности инициировал как раз министр и только озвучены они были уже на уровне премьеров. И если судить по тому, что сегодня предпринимает министр топлива и энергетики, то можно сделать вывод, что он идет именно тем путем, о котором я говорю. То есть ему абсолютно все равно, какие законы тут будут приняты. Сегодня он выдал распоряжение о закупке «Укртрансгазом» технологического газа не у НАК «Нефтегаз Украины», а у «УКРГАЗЭНЕРГО» по 130 долларов. При этом при поднятии цены на газ до 130 долларов для Украины не подняли ставку транзита, а оставили на уровне 1,6 долларов. А в ней была заложена цена технологического газа - на уровне 95 долларов за тысячу кубометров. И теперь «Укртрансгаз» будет получать 1,6 долларов за поставку тысячи кубометров газа, а за 7 миллиардов технологического газа должен будет платить по 130 долларов. И для покрытия этой разницы между 95 и 130 долларов нет источника. То есть, «Укртрансгаз» будет иметь долги перед «УКРАГАЗЭНЕРГО». Далее - постановление Кабинета Министров № 1729 о транспортировке газа и о газотранспортных организациях, принятое Кабмином 12 января. В соответствии с ним сегодня за газотранспортные услуги средства не получает ни «Укртрансгаз», ни облгазы, которые поставляют газ по распределительным сетям. Все средства будет получать опять таки «УКРАГАЗЭНЕРГО», что снова вгоняет в долги перед ним газотранспортную систему. Остается объявить ее банкротом и выиграть суды… Все эти вещи говорят о том, что закон… не закон… Есть другие пути.
- В Украине кому-то выгодно «РосУкрЭнерго»?
- Я не знаю, кому это нужно в Украине, но у меня такие подозрения, что это нужно России. Потому что еще в ходе самых первых переговоров с главой «Газпрома» Миллером, когда я был главой «Нефтегаза», я предлагал: давайте напрямую заключим все договора. Есть государственная компания «Нефтегаз» и государственная компания «Газпром» - заключаем напрямую договор на поставку газа и на транзит, делаем совместное предприятие напрямую между «Нефтегазом» и «Газпромом» в любой форме, но без посредников. Но ответ от российской стороны я получал один: нас устраивает эта схема, которая на сегодня работает по поставкам газа в Украину. А на то время уже были заключены договоры в 2004 году с «РосУкрЭнерго» на 28 лет и на 30 лет тем же министром топлива и энергетики, который тогда был руководителем «Нефтегаза». То есть Российскую сторону все устраивает эта схема.
- А украинскую?
- Думаю, не очень. Украинская сторона, к сожалению, сейчас на много чего согласилась не на пользу Украине. Начиная, например, с соглашения, за которое меня так сильно все критиковали: и оппоненты и коллеги, которые не понимали сути, от 4 января 2006 года. В этом соглашении была цена газа – для Украины в 95 долларов на пять лет и транзитная ставка – 1,6 долларов за тысячу куб. метров на пять лет, до которых мы ее подняли с 1, 09 долларов. При этих цифрах в балансе все рано получалось, что цена на газ оставалась на уровне 50 долларов и транзитная ставка -1,09 долларов. То есть Украина ни копейки бы не потеряла. При этом я связал транзитную ставку с ценой в 95 долларов на пять лет и в одностороннем порядке ни одна из сторон не имела права разорвать это соглашение или изменить либо цену на газ, либо транзитную ставку. Это можно было сделать только при согласии двух сторон. А что сделали нынешние переговорщики, вы знаете. Отказались от этой договоренности и согласись на поднятие цены в одностороннем порядке до 130 долларов на этот год, а транзитную ставку не подняли. То есть разорвали связь, которую я добился такой «тяжкой кровью» потому, что не было межгосударственного протокола, в котором фиксируется транзитная ставка и цена на газ. Я вынужден был связать это хоть на хозяйственном уровне. И я это сделал, хотя это были проблемы всех наших правительств: и Тимошенко, и Еханурова, и Януковича. Они должны были сделать одно: подписать межправительственный протокол к соглашению между правительством Украины и России до 2013 года, который действует и на сегодня. Но они этого не сделали, я это сделал за них, но теперь они и это разорвали.
- Что в таком случае можно ожидать от цен на газ?
- Если переговоры будет вести эта переговорная группа, которая не защищает интересы Украины, а, как мы видим, они их только сдают, то цена будет увеличиваться в одностороннем порядке и украинская сторона будет на это соглашаться. Или другой вариант - взамен на временную стабилизацию (заметьте, я не говорю о понижении) цены сдавать что-то такое, как газотранспортная система.
Азаров заявил, что Украина заинтересована в совместном управлении газотранспортной системой для понижения цены на газ. Это вранье, утопия, сказки! Причем сказки, которые нам рассказывали годами. И я об этом говорил. Вспомним Беларусь. Я говорил, что как только она сдаст газотранспортную систему – сразу же получит европейскую цену на газ. Это факт? Факт. Вспомним Молдову. То же самое.
- Европейская цена – это 200 долларов?
- 200.
- Смогут ли потянуть эту цену украинские предприятия? Ведь не секрет, что для химической промышленности, к примеру, существует так называемый ценовой предел относительно газа.
-Все это абсолютный обман и снова попытка загнать Украину в мышеловку. Поймите, мы никогда не имели газ по 50 долларов. Потому, что предоставляли России транзитную ставку в 1, 09 долларов и тем самым теряли больше, чем то, что приобретали, получая газ по цене 50 долларов. На протяжении последних 12 лет мы датировали Россию за счет низкой транзитной ставки на 10 млрд. долларов. Но когда в 1997 году нам Россия давала по 80 долларов, то в Европу та же России поставляла его по 50. та же Россия. Я сделал расчеты - все это сказки, что Россия нас дотировала дешевыми ценами на газ, абсолютно не соответствуют действительности. Наоборот, Украина постоянно дотировала Россию низкой транзитной ставкой.
А относительно того, потянут или не потянут наши предприятия - то пусть те предприятия, которые не могут потянуть, закрываются. Сегодня все предприятия – частные и им нужно делать то, что делали в Европе: модернизировать или устанавливать энергосберегающие технологи. А не ждать, пока государство будет давать дешевую цену на газ. Ведь это государство постоянно давало предприятиям дешевую цен на газ за счет НАК «Нефтегаз Украины». А почему государство должно дотировать частные предприятия? Все химические, металлургические и другие предприятия сегодня частные. Если они не могут конкурировать с аналогичными предприятиями , то пусть закрываются. На их месте создадутся другие - эффективные предприятия.
Возьмите комбинат «Криворожсталь», который продали индусам. Этот инвестор первое, что сделал – вложил средства в энергосберегающие технологии и сегодня «Криворожсталь» потребляет в три раза меньше газа, чем потреблял до индусов. Так о чем речь? Теперь ему все равно, какой будет цена на газ. Но нельзя государство делать заложником из-за частных предприятий. Если они неэффективны, пусть либо закрываются, либо модернизируется. Пусть собственники вкладывают в энергосберегающие технологии – другого выхода нет. Дешевый газ – это самообман. Его не будет. Никто нам никогда ничего на дарил и не подарит. Нужно выживать самим, а для этого нужно эффективно управлять и предприятиями и газотранспортной системой и умело ими пользоваться. У нас вторая в мире по мощности газотранспортная система и мы ее ни в коем случае не имеем права потерять.
Елена Петрив
E-NEWS