Президент Украины Виктор Ющенко подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины», регламентирующий некоторые аспекты приватизационного процесса в нынешнем году. По мнению экспертов, данный нормативный акт, кроме прочего, ценен тем, что позволяет выставить на продажу ряд инвестиционно привлекательных и ранее запрещенных к приватизации объектов металлургии и машиностроения.
В конце прошлой недели вступил в силу принятый Верховной Радой Украины 11 января нынешнего года Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины», которым была разблокирована приватизация одного из ключевых объектов – ОАО «Укртелеком», а также – выведена из списка объектов госсобственности, запрещенных к приватизации, значительная часть инвестиционно привлекательных предприятий металлургии, машиностроения, химической промышленности и др. Так, вследствие принятия данного Закона, утратил силу Закон «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком» и этот объект теперь может быть приватизирован, так сказать, на общих основаниях. Кроме того, стали доступными для инвесторов такие ранее не подлежавшие продаже предприятия, как ОАО «Одесский припортовый завод», а также – государственные предприятия «Завод «Электротяжмаш» (г.Харьков), «Феодосийское ПО «Море», киевские гостиницы «Днепр» и «Спорт», «Азмол» (г.Бердянск Херсонская обл.) и др.
Напомним, что в существенно ином виде и под другим названием парламент принял данный законопроект еще 6 декабря. Документ включал полный перечень объектов госсобственности – всего 538 предприятий, подлежащих приватизации в нынешнем году (статья 2). Кроме того, в проект закона были введены нормы, согласно которым Фонд государственного имущества Украины был обязан разработать и утвердить поквартальный план продажи этих объектов (статья 3). И, наконец, закон предусматривал приватизацию объектов, включенных в перечень, в соответствии с принципами открытого аукциона (статья 4). Наряду с этим, согласно ряду норм данного законопроекта пакеты акций более 25% уставного фонда следовало продавать вместе с земельными участками, на которых находятся данные акционерные общества (статья 6).
Также, в процессе работы над этим документом Кабинет Министров Украины с осени проводил ревизию утвержденного Законом списка объектов госсобственности, не подлежащих приватизации, выявляя объекты, которые было бы целесообразно все-таки продать. В результате был сформирован перечень, в который вошло 61 предприятие, которым правительство дополнило соответствующий законопроект. В частности, Кабмин предложил изъять из списка запрещенных и продать в нынешнем году такие предприятия, как:
«Завод порошковой металлургии» (Бровары, Киевская обл.),
Светловодский комбинат твердых сплавов и тугоплавких материалов,
Стебницкое горно-химическое госпредприятие «Полиминерал»,
институты проектирования заводов тяжелого машиностроения и металлургического машиностроения «Укргипротяжмаш» и «УкрНИИметаллургмаш»,
ОАО «Феодосийский приборостроительный завод»,
57,2% акций ОАО «Чистые металлы»,
94,9% акций ГАХК «Укрпапирпром»,
27,6% акций ОАО «Харьковский тракторный завод им. Орджоникидзе»,
25,001% акций ОАО «Торговый флот Донбасса»,
пакеты акций четырех предприятий входящих в состав ГАК «Укрмедпром»,
ОАО «ХК "Лугансктепловоз»,
26,39% ОАО «Завальевский графитовый комбинат»,
ГОАО «Шахта им. 60-летия Советской Украины»,
ГП «Компания Угольная «Краснолиманская»,
ГП «Шахта им. Гагарина»,
ГП «Завод Генератор».
Напомним, что Закон о Государственном бюджете-2007 предусматривает поступления средств от приватизации в размере 10,5 млрд. грн., что является немалой суммой как для отечественной приватизационной практики, так и для самого Госбюджета, в случае, если эти деньги не будут выручены. Вплоть до нынешнего времени перечень объектов, запланированных к приватизации на год для обеспечения соответствующих бюджетных поступлений, разрабатывали специалисты Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ). После этот документ утверждало правительство. В компетенции же парламента оставался круг объектов, которые могли быть внесены в список запрещенных к приватизации или, наоборот, выведены из него.
Как считает экс-председатель ФГИУ, председатель подкомитета по вопросам приватизации Комитета Верховной Рады по экономической политике Михаил Чечетов, данное отступление от общепринятой практики, то есть – утверждение перечня объектов приватизации на 2007 год в виде закона парламентом, «направлено на снижение рисков невыполнения доходной части государственного бюджета». По его мнению, целесообразность законодательного оформления списка заключается в том, что в результате «включенные в него предприятия будут гарантированно подлежать приватизации и уже никто не сможет, например, совместное предприятие или передать этот объект в аренду».
В то же время его предшественник на посту главы Фонда госимущества, ныне – заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Бондарь, отнесся к данному нововведению критически. На его взгляд, законодательное утверждение списка приватизируемых объектов приведет к тому, что «продажа всех остальных объектов, которые в него не попали, будет заморожена». Кроме того, г-н Бондарь предположил, что законодательное определение аукциона с открытым предложением цены в качестве единственной формы продажи закрепленных в перечне объектов «может повлечь за собой серьезные проблемы так как, по нынешним законам, эта форма продажи не предусматривают обязательного закрепления фиксированных инвестобязательств».
И, наконец, наибольшую критику г-на Бондаря вызвала статья 6 – о продаже пакетов акций свыше 25% уставного фонда вместе с земельными участками. Как подчеркивает эксперт, на сегодня в Украине нет ни одного госпредприятия, в уставном фонде которого была бы учтена стоимость земельного участка. При определении же ее и включении в уставной фонд, по его мнению, могут возникнуть конфликты с местными советами, в дальнейшем оспариваемые в суде. Что станет непреодолимым препятствием к продаже ликвидных объектов.
В конце декабря Президент Украины Виктор Ющенко вернул данный законопроект в Верховную Раду, поскольку счел, что некоторые его нормы не соответствуют Конституции Украины и Закону «О приватизации государственного имущества», в частности, статьи 2,3, 4 и 6. Г-н Ющенко предложил изъять из проекта закона эти статьи целиком, а также – уточнить некоторые другие положения, и изменить название документа. В результате парламент учел все замечания Президента и принял Закон в соответствующей редакции. По мнению директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александра Рябченко, принятие этого документа представляет собой тот редкий случай, когда все ценное в нем было сохранено, а все лишнее – отброшено.
Впрочем, отмечает эксперт, в целом, несмотря на принятие Закона, перспектива приватизационного процесса в нынешнем году выглядит весьма туманно. Дело в том, что, как считает г-н Рябченко, отбросив перечень приватизируемых объектов и все нормативы, касающиеся его выполнения (что было, в сущности, правильно), власти внесли в сам процесс изрядную неопределенность, которая может повлечь за собой срыв плана по бюджетным поступлениям. То есть, наряду с этим Кабмин должен был бы потребовать от ФГИУ и утвердить помесячный план поступлений средств от приватизации. В противном же случае, предостерегает эксперт, не исключено, что в первом полугодии в ходе продаж будет полный застой и лишь во втором, может быть, удастся наверстать упущенное.
Что же касается самих объектов продаж, то г-н Рябченко считает большим достижением изъятие из списка запрещенных значительного числа привлекательных предприятий, которые, благодаря принятию данного Закона, несомненно, будут иметь спрос и будут проданы. Однако, по его мнению, даже если Фонд в рабочем порядке сумеет реализовать подавляющее большинство из них, план по бюджетным поступлениям все равно выполнен не будет. Собственно, продажа этих объектов будет иметь значение в первую очередь для тех инвесторов и финансово-промышленных групп, которые в них заинтересованы с целью «укомплектования собственного бизнеса». Если же говорить о наполнении бюджета, то оно состоится, по прогнозам эксперта, только в случае продажи ОАО «Укртелеком», которая в нынешнем году вполне возможна.
Елена Герасимова
E-NEWS