28-летний Каха Каладзе - один из самых успешных футболистов, родившихся на территории бывшего СССР. Начинал в "Динамо-Тбилиси", потом перешел в другое "Динамо" - уже киевское, а оттуда - в престижный итальянский футбольный клуб "Милан" (где уже играл его закадычный приятель Андрей Шевченко).
"Я очень пострадал из-за Романа и Моуриньо"
- Каха, первый вопрос вам, собственно, как грузину: не обидно, что сейчас в отношениях России и Грузии происходит полный кошмар?
- Мне лично ужасно неприятно, что мы до такого уровня докатились. Это просто чудовищно, если из-за политиков обычные люди начинают ненавидеть друг друга. Причем у самих-то политиков никаких проблем нет - страдают те, кто и так живет очень бедно. И россиянам, и грузинам надо принять какие-то меры, чтобы исправить ситуацию. У меня в России столько друзей… Я вообще не понимаю, как такое могло случиться.
- Как вы думаете, что тут можно сделать?
- Мне тяжело судить: я давно в Италии живу, в политике неважно разбираюсь. Но грустно, что несчастья получают те, кто их не заслужил: только-только у нас стала экономика налаживаться, и, пожалуйста - простым людям некому стало вино продавать.
- Немного отвлечемся от политики. В этом году чемпионом мира по футболу стала Италия. Не слишком ли предсказуемо, что всегда одни и те же фавориты?
- Это жизнь. У кого самая сильная команда и лучшие футболисты - тот и побеждает.
- Тогда мы еще долго не будем побеждать.
- Знаете, тут есть одна проблема. Помните, что было во время СССР? Каждый ребенок мечтал играть в футбол, крутили соответствующие фильмы, повсюду были дворовые команды. А сейчас? Детей в школы водят под охраной, на улицу не выпускают, они не отлипают от компьютеров - им спорт неинтересен. Никто не думал после распада Союза о футболе, всех заботило лишь самовыживание. Зато теперь появились миллионеры, которые вкладывают финансы в спорт, и это плюс. Италия достигла отличных результатов за тридцать лет, России еще долго трудиться, она лишь в начале пути: только недавно люди начали платить деньги за билеты и приходить на стадионы. У России неплохие шансы именно сейчас, потому что взяли умного тренера. Но надо и на государственном уровне что-то делать, чтобы футбол, как и раньше, стал популярным среди подростков.
- Тут я опасаюсь, что поезд уже ушел. Романтики больше нет, есть деньги.
- Так и отлично. Надо показывать, что футболисты хорошо зарабатывают и классно живут: тогда будет стимул им подражать. Правда, с неба успех тоже не упадет. Может, кому-то покажется, что мне все легко досталось, в том числе и игра в "Милане"… Но я прошел огромный путь и многого достиг сам, хотя родился в бедном городке. Бывали времена, что я думал - все, больше не могу: однако приходилось себя ломать через колено. Звездой футбола можно стать, если иметь упрямый характер: это помогает, когда тебе тяжело. Пришлось от многих вещей отказаться, в том числе от застолий с друзьями.
- Да, для грузина это катастрофа.
- Вот именно! А ведь все хочется - и с девушкой на дискотеку, и в ресторане посидеть: нет, ни фига - надо выбирать что-то одно. Либо развлечения, либо футбол.
- Какого тренера вы считаете лучшим на пространстве бывшего СССР?
- Разумеется, Давида Кипиани, царство ему небесное. Конечно, Лобановского из киевского "Динамо". Ну, и Газаева: он один из главных тренеров для меня.
- Но со сборной России у него что-то не заладилось…хотя его клуб - выигрывает.
- А в клубе работать значительно легче, чем в сборной. Трудно с ребятами, когда они играют в разных командах: даже у итальянцев, вы удивитесь, бывают скандалы. Проблема России в том, что на известного тренера порой возлагают чересчур большие надежды.
Вы в "Милане" играете уже шесть лет - недавно появились навязчивые слухи, что вас, как Шевченко, вскорости перекупит в "Челси" олигарх Абрамович.
- Мне нечего скрывать - у меня действительно были на эту тему с Абрамовичем переговоры, но, к сожалению, они ничем не закончились…
- К сожалению?
- Это я случайно оговорился. Знаете, я очень пострадал из-за этого: когда велись переговоры, "Милан" не ставил меня играть на поле, и я ужасно нервничал. А потом "Челси" повел себя некрасиво, скажем так. Они мне много наобещали, но в результате взяли другого игрока - Дель Орно, а я уже поругался из-за них с руководством "Милана", которое было недовольно моим поведением. В итоге насчет меня позвонил лично Берлускони, и мы заключили новый контракт - спасибо этому клубу, хотя, разумеется, они тоже выиграли, заполучив меня на пять лет как футболиста.
"Шевченко в "Милан" не вернется" - То есть вы с "Челси" больше дел не имеете?
- Нет, абсолютно. Желание к ним перейти было: я давно в "Милане", а однообразие все-таки надоедает. Договорились с Абрамовичем и тренером "Челси" Моуриньо, обнялись, ударили по рукам - а потом, на тебе, они взяли и передумали. Я такого от Абрамовича не ожидал: ну бывало у меня, что грузин может обмануть, русский тоже… но чтобы миллиардер Абрамович, - я и представить себе не мог.
- А вы ему не высказали элементарные претензии в стиле: "Ну Рома, да ты че?!"
- Нет. Когда они мне позвонили и сказали, что отказываются от меня, потому что взяли Дель Орно, я пожелал удачи - если "Челси" от этого выиграет, я буду только рад.
- Я не специалист в бизнесе, но, по-моему, так дела не делают.
- Я это тоже отлично знаю. Для меня, если мужик дал свое слово, это главное. А тут получается - один треп. Они меня очень здорово подставили, когда я сидел и ждал у моря погоды. В "Милане" мне говорили: приходи, подпишем новый контракт. Я отвечал: "Вы чего, как можно, я же людям обещал, иначе как я им потом в глаза посмотрю?"
- Сожаление есть, что все-таки не попали в "Челси"?
- Жалеть особо не о чем. Что в этой жизни ни случается - все к лучшему.
- Кстати, у вашего друга, блестящего футболиста Андрея Шевченко, в июне перешедшего в "Челси", сейчас сплошь неудачи… Не совершил ли он ошибки?
- Мне самому непонятно, в чем там дело. Могу лишь предполагать. Мне кажется, основная проблема вовсе не в Шевченко, а в тренере Моуриньо. Потому что как-то странно получается: уже не первый случай, у него в "Челси" футболисты играют слабо, сидят на скамейке запасных, а как уйдут - так все у них сразу отлично.
- Шевченко вам что-то говорил на эту тему, как он себя ощущает?
- Он все это достаточно тяжело переживает, разумеется, Андрей находится в не очень хорошем психологическом состоянии. У меня такое впечатление, что команда его отталкивает. Непонятно тогда, зачем они его за такие деньги перекупали?
- Сейчас обсуждается информация, что Шевченко вернется в "Милан"…
- Вряд ли это произойдет. Да и Андрей не выражал подобного желания.
- Вы сами перешли в "Милан" из "Динамо-Киев". Поначалу сложно было?
- Конечно, я же по-итальянски ни слова не знал.
- С вами переводчик по полю бегал?
- (Смеется.) Нет, обходился английским. Я приехал из Киева, очень помпезная столица… Смотрю на этот Милан и думаю: е-мое, куда я попал… такой серый город… Ну а потом привык, конечно. Сейчас мне все здесь нравится, кухня итальянская особенно - такая вообще вкусная и легкая. От нее не так поправляешься, как от грузинской.
- Есть планы, чем будете заниматься после футбола?
- Я даже не хочу об этом думать - что случится, когда футбол закончится. Потому что сейчас это и есть моя жизнь. А потом бац - футбола больше нет, ты абсолютно свободный человек и не знаешь, что тебе делать. Но сейчас мне еще рано соображать.
- Я приношу извинения за следующий вопрос… Можете не отвечать, если не хотите… Известно, что несколько лет назад вашего брата похитили в Грузии с целью выкупа, а потом убили. Как такое могло произойти?
- Я тоже не подозревал, что в Грузии, где меня так обожают болельщики футбола, возможны подобные вещи… Хотя тогда был сплошной беспредел в стране. Спасибо нынешнему правительству, они помогли останки Левана найти, я теперь знаю точно, что у меня брата больше нет, и мама может пойти на кладбище и поплакать на могиле, а раньше было даже неясно, где он лежит. И России спасибо тоже - одного из убийц брата недавно задержали в Питере, я надеюсь, что его скоро нам выдадут.
- За время нашего разговора к столику подошли несколько человек за автографами. На вас накладывает какие-то обязательства то, что вы - звезда?
- Не-а. На меня накладывает обязательства то, что я футболист. Выход на поле - это все равно что для певца выход на сцену в "Ла Скала", если облажаешься - не простят. Я поэтому в церкви молюсь перед каждым матчем, чтобы Бог послал мне удачу. Может, это сейчас ты звезда, но надо оставаться тем, кто ты есть, а не устраивать перед людьми какие-то немыслимые понты. Самое главное - быть хорошим человеком.
MIGnews.com.ua