2 февраля 2005 года хозяйственным судом города Киева было признано недействительным постановление КМУ от 5 сентября 1996 года N 1071 "О порядке закупки лекарственных средств заведениями и учреждениями здравоохранения, финансируемыми из бюджета". Данным постановлением и был утвержден пресловутый Перечень лекарственных средств отечественного и иностранного производства, которые могут закупать заведения и учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируемые из государственного и местных бюджетов.
Введение такого Перечня был определено хозсудом, как дискриминационное и противоречащее действующему Закону "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства", а потому подлежащее признанию недействительным. Но что за собой влечет такое признание?
Перечень был составлен не по общепринятым в международной практике названиям лекарств, а по торговым наименованиям, то есть наименованиям, которые присваивает препарату сам производитель. В Перечень при этом были включены лишь избранные торговые наименования, зарегистрированные в Украине. Таким образом, ряд лекарств, не вошедших в Перечень, закупаться за госсредства не мог. Да и сама необходимость постоянного обновления Перечня, не поспевающего за динамично развивающей фармацевтической промышленностью, затрудняла доступ на тендеры ряду производителей.
С отменой же упомянутого постановления, по сути, для всех желающих открывается дорога на конкурсную закупку лекарственных средств, восстанавливается фактически попранный принцип конкурентных госзакупок и становится возможным стимулирование поставщиков на снижение цен. Также открывается больше возможностей закупать воспроизведенные лекарства, или генерики.
Генерики представляют собой препараты, реализуемые под непатентованным наименованием и почти полностью соответствующие другому продукту по составу. Стоимость таких препаратов по общему правилу существенно (иногда в десятки раз) ниже, чем инновационных лекарств. При этом, как отмечает член экспертно-консультационного совета ВОЗ Андрей Мешковский, Всемирная организация здравоохранения в последние 20-25 лет настоятельно рекомендует странам с ограниченными ресурсами ориентировать свое лекарственное снабжение преимущественно на закупки генериков.
В то же время госказна – не бездонна, и средства из нее, по логике, должны тратиться с умом. Самым же эффективным методом снижения расходов на закупку лекарственных средств продолжает оставаться использование ограниченного перечня лекарственных препаратов для регулярной закупки за счет бюджетных средств. Поэтому государство, очевидно, не откажется от желания все же иметь такой перечень. Правда, сформулирован он, скорей всего, будет уже по-другому. Основу его может составить Национальный перечень основных (жизненно необходимых) лекарственных средств или так называемый формулярный перечень, применяющий международные напатентованные названия лекарственных средств. Особенно это важно для лекарственных препаратов, производимых несколькими компаниями. Как отмечает заместитель Главного государственного инспектора Украины по контролю качества лекарственных средств Сергей Сур, этот метод уже более 20 лет используют во многих промышленно развитых и развивающихся странах. К слову, необходимость формирования формулярной системы уже задекларирована государством. Об этом, в частности, говорит Государственная программа обеспечения населения лекарственными средствами на 2004 - 2010 годы. Она предполагает внедрение формуляров лекарственных средств, разработанных на основе стандартов лечения. Да и Минздрав планировал использовать признанный хозяйственным судом недействительным Перечень лекарств, которые могут закупаться за госсредства, только до введения формулярной системы.
После принятия Кабмином Перечня, в его содержание он больше не вмешивался. Необходимые изменения по согласованию с Минфином вносил Минздрав, получивший такие полномочия постановлением КМУ от 5 сентября 1996 года N 1071. При этом следует отметить, что, согласно Положению о государственной регистрации нормативных актов министерств и других органов государственной исполнительной власти, в случае признания утратившим силу акта законодательства, в соответствии с которым принят нормативно-правовой акт, орган, издавший этот нормативно-правовой акт, обязан в месячный срок признать его утратившим силу. Однако пока Минздрав этого не сделал, видимо, ожидая, что Высший хозяйственный суд Украины в порядке кассации пересмотрит решение нижестоящего суда о признании Кабминовского Перечня недействительным.
Инф «ЛИГАБизнесИнформ».