Писатель Валерий Шевчук, 67 лет, считает антиукраинскими некоторые произведения Юрия Андруховича и Оксаны Забужко и не верит в понимание между президентской и премьерской командами.
Украинские художники всегда влияли на общество и его национальное сознание. Видите ли вы такое влияние сегодня?
— Это сложная проблема. Дело в том, что когда-то с падением казацкого государства Украина стала страной безгосударственной. Политическая элита исчезла, оставшись лишь в нелегальных образованиях или полулегальных. Функцию держателей национального сознания перебрала на себя культура, и литература прежде всего. Это была сознательная акция. Уже в 40-х годах ХVIII века украинский философ и поэт Михаил Козачинский в драме «Образ страстей этого мира» провозгласит идею: при падении своего государства народ должен существовать благодаря Премудрости. То есть нужно создать духовный Дом, где бы образованное сословие объединялось в духе. Ученик Козачинского Григорий Сковорода сформировал на этом свою идею Горней республики: единение в духе умных людей, творящих добро, чтобы сберечь морально-духовные ценности нации.
Во времена романтиков эту функцию взяла на себя литература. Именно она влияла на общество, формируя национальное сознание в народе. И так продолжалось вплоть до тоталитарных времен, когда эту миссию несла сначала западноукраинская литература, а затем — литература диаспоры. В Украине же подсоветской в то время творился эстетичный суррогат прислужника писательства. Он стал опорой иностранной, сокрушительной для нашего народа силы. Хоть и в нем прорывались произведения с удельными национально-консолидирующими задачами — например, у шестидесятников.
С появлением украинской независимости появилась хотя и недостаточная, но национальная политическая элита. Национальное сознание начали творить те, кто творит политическую украинскую нацию, то есть государство. Литература в этом процессе имеет вторичное значение, хотя, в известной мере, она и продолжает развивать социально-политические темы, среди которых антитоталитарные. Это можно найти в произведениях Романа Иванычука, Романа Федорива, Марии Матиос и других. В частности, о реабилитации Украинской повстанческой армии, Голодоморе, антигуманной сути тоталитаризма, об уродстве социально-политического процесса во времена независимости.
Должны ли украинские художники или же культура как таковая быть сегодня национально направленными?
— Любая литература, если она является настоящей, должна быть национально направленной. Не обязательно прямо, пусть опосредствовано. Так Эрнест Хемингуэй, несмотря на невосприятие американского образа жизни, своей независимой позицией принес Америке больше славы, чем его примитивные апологеты. В то же время в украинской литературе появляются произведения, враждебные национальным ценностям, собственно антиукраинские — частично у Юрия Андруховича и Оксаны Забужко, Александра Ирванца и Джорджа Грабовича, Саломеи Павлычко и Богдана Сушинского и других, не говоря уже о выродившихся геростратах типа «лихопомного» Бузины. В этом случае писатели становятся деструктивными и играют под гитару антиукраинских сил, для которых украинская независимость стала костью в горле. Трезвую, конструктивную позицию, даже критическую к созданию современного государства не стоит смешивать с откровенным ренегатством и изменой национальным святыням.
В то же время при наличии своего государства художники могут творить и так называемое чистое искусство, потому что политика с большим искусством — категории трудно совместимые. Хотя нация подневольная — а украинцы в таком положении до сих пор, уступая малороссам — должна заботиться о самообороне.
Как относитесь к участию людей культуры и искусства в политике, скажем, к депутатству Русланы или Оксаны Билозир?
— Практика показала, что люди культуры и искусства в политике не бывают хорошими политиками, скорее наоборот. Григорий Квитка-Основьяненко закончил рассказ «Салдатский патрет» пословицей: «Швець знай своє шевство, а в кравецтво не мішайся». Более того, учавствуя в политике, художники в основном деградируют как творцы эстетических ценностей, а в политике пользы приносят мало. Здесь тоже должен быть талант. Какую память оставила о себе Оксана Билозир в качестве министра культуры? Только ту, что взялась не за свое дело. Руслана в политике так же абсолютный ноль, хоть обе провозглашают — и это хорошо — надлежащие патриотические декларации.
Грозит ли украинской культуре то, что у власти Партия регионов?
— Бесспорно. Партия регионов, как и коммунисты и социалисты-изменники типа Александра Мороза — это антиукраинская, к тому же воинственная сила, цель которой вновь возвратить Украину статус российской колонии. Они этого и не скрывают. Поэтому что хорошего может принести государству Украина антиукраинская сила? Только уничтожение.
Поладят ли две команды — президентская и премьерская?
— Нельзя соединить кривое или горбатое с прямым, уродливое с красивым. Как говорится в пословице, сколько горбатого к стене не лепи, горб его не выпрямится. Антагонистичные силы с патриотическими прийти к согласию не могут, потому что по природе несовместимости ни к какому согласию прийти не способны. Здесь свое слово должны сказать те, кто считает себя патриотом Украины. И это слово должно быть решительным и неотвратимым.
—
Анатолий Марциновский
gpu-ua.info