Культуролог Вадим Скуративский, 65 лет, считает, что украинцы опоздали с национальным самоопределением, а от современной политической элиты нечего ждать чего-то хорошего.
Насколько остро стоит сегодня проблема самоидентификации украинской нации?
— Я бы сказал, трагически остро. От нее происходят все другие проблемы — политические, экономические, социальные. Украинцы — это, в сущности, единственная нация в Европе, которая еще до конца не самоопределилась. И отсюда все наши трудности. Вы представляете вопрос о самоидентификации нации где-то в Норвегии или Финляндии? А там тоже были проблемы с самоопределением. Но в начале ХХ века они закончились. А мы в каких-то формах начали самоопределяться только в августе 1991-го. Украина очень опоздала.
Сегодня это зависит в первую очередь от элиты?
— Национальная история — это интенсивное сотрудничество между элитой и массами. Тяжело сказать, кто здесь главный. Дефекты элиты — это дефекты массы.
Несколько лет назад Кондолиза Райз назвала Украину «черной дырой мировой истории». Несколько подлый, но в чем-то и справедливый образ. Ведь в течение нескольких сотен лет этнос, который должен был превратиться в нацию, был закрыт в очень драматичном треугольнике Варшава—Константинополь—Москва. Три военных государства, очень энергичные. Каждое из них имело свои острые проблемы. Каждое рано или поздно переживало какую-то гигантскую катастрофу. В то же время эти три структуры нависали над украинским этносом. И обязательно у этих внешних сил были местные коллаборационисты.
Поэтому вместо того, чтобы убедительно самооргани зоваться, мы вошли в ХХ век в режиме катастрофы. Она началась в 1914 году и длилась вплоть до Чернобыля... А посередине — и Голодомор, и так званая Великая Отечественная война. Это решительно многовато для одного народа. Поэтому, понятно, такой этнос должен превращаться в нацию с большими трудностями.
Этот процесс должен идти сверху или снизу?
— Со всех сторон. Или, чтобы, по крайней мере, какая-то сторона не мешала.
Вот сейчас Польша впервые за всю свою историю помогает Украине. И не потому, что она такая добрая — у нее нет другого выхода. Россия же, как была в определенной политической оппозиции к нашему национальному становлению, так и есть. Турция пока что нейтральна, хотя мы еще увидим чудеса ее политики где-нибудь в Крыму.
Пользуясь этой ситуацией, нужно работать над созданием нации. Но для этого нужно действительно иметь элиту. И, чтобы народ тоже хотел самоопределения. Но будем откровенны. У нас есть масса, которая ежедневно смотрит телевизор, эти несколько идиотских каналов с подлым ки тчем... А с другой стороны — разделенная на три эшелона элита: киевская, львовская и донецкая. Есть, конечно, еще интеллектуальная элита. Вот Иван Михайлович Дзюба ходит по городу со своим портфеликом без секретаря и без автомобиля. И никому не приходит в голову по-житейски помочь 75-летнему академику. Так же еще несколько десятков его соратников, уже пожилых. Посмотрим на наши гуманитарные институты или факультеты университетов... Проблем куча — языка, целостности Украины. И не просто политической, но и духовной. А наша политическая элита пока что над их решением не работает. Ну что такое для азаровы х и табачнико в украинская культура?
Да и вокруг не такая уже и идеальная ситуация. Вот мы идем в Европу, но в какую? Но старая, Большая Европа уже закончилась. Значит, нужно идти в Европу через книги, последние великие фильмы. А лелеять надежду, что мы придем туда, и нам Европа все объяснит, не нужно...
А относительно России?
— Российская культура ХIХ — начала ХХ века действительно могучая. Так возьмем эту культуру и категорически откажемся от российского непрестанно атакующего нас китча. Но это уже вопрос не только культурной, но и политической стратегии, которую необходимо осуществлять. А с кем осуществлять? С тем гуманитарным вице-премьером? С Азаровым, который говорит: «Я человек русский»? Ну, хорошо, ты человек российской культуры, но не мешай украинской.
Стоит ли Украине сегодня вообще смотреть то ли в сторону Москвы, то ли на запад?
— Нет. Нужно самим работать. Но, принимая во внимание то, что делается и в Польше, и в России, и в США. А работаем мы не очень. Почему позволяем своей элите вести себя так безответственно? Собрался миллион людей на оранжевом Майдане. После не очень вышло. Значит, нужно собираться еще раз и опять предъявлять власти претензии. И может, в этот раз нужно найти элиту где-то в своей глубинке, а не радоваться надежде, что бывшие министры, вице-премьеры, спикеры и другие что-то для нас сделают. Что может сделать какой-то пан Мороз? У него же на лице написано, что он занят преимущественно своими интересами, и делает это виртуозно. Нужно было быть коммунистом — был. Нужно стать социалистом — стал. Нужно сохранить себя — он бережет.
Конечно, временами такие люди способны и на какие-то хорошие жесты. Скажем, Мороз все-таки заставил парламент принять закон о признании Голодомора 1932–1933 годов геноцидом. Но что же это за парламент, в котором большинство отошло от этой проблемы и демонстративно не голосовало? Мы должны понять, какая мразь и шушера там, наверху. Ожидать от всех этих калашни ковы х, болды ре вы х и азаровы х каких-то политических чудес не стоит. Значит, нужно избирать другую политическую элиту. И относиться к ней нужно как к своему слуге, к своей домработнице. Плохо работаешь — убирайся к чертовой матери!
А вот с интеллектуальной и художественной элитой очень просто — нужно, по крайней мере, ее подкармливать. Есть в Украине несколько фигур, с которых нужно пылинки сдувать: Дзюба, Попович, Наливайко... Нужно делать все для того, чтобы бытовое положение этих людей было нормальным. А уже они свое большое дело сделают.
Александр Гунько
gpu-ua.info