Начиная с 1960 года Георгий Крючков работал в партийных структурах. От заместителя завотделом пропаганды и агитации Запорожского обкома партии до заведующего отделом партийной работы ЦК Компартии Украины в1972-1985 годах.
– Вы лично встречались с Брежневым?
– Здоровался за руку, когда он в 1973 году приезжал сюда. А так я его видел на партийных активах. Это был человек, который располагал к себе. Скажем, когда он был секретарем Запорожского обкома партии, как раз в период восстановления народного хозяйства, было принято решение в политбюро ЦК КПСС об ускорении строительства и восстановлении работ на металлургических заводах «Запорожстали». Брежнев перенес на завод свой кабинет. Там он работал, там и жил.
– Как бы вы оценили эпоху правления Брежнева?
– Леонид Брежнев — неординарная личность, очень тесно связанная с Украиной. Он и его команда уделяли много внимания вопросам экономического развития страны и с 1965 провели ряд реформ, ориентированных на предоставление большей самостоятельности предприятиям. Результатом этих реформ становится повышение уровня жизни населения. У нас, по существу, была создана могучая космическая промышленность, мы вырвались в космос. У нас получила огромное развитие оборонка, а Советский Союз стал второй сверхдержавой мира и достиг военно-стратегического паритета с США. Так о каком застое может идти речь?
– Почему окружение не давало возможности ему уйти после болезни?
– Они понимали, что если Брежнев уйдет, они потеряют должности. При нем они были при деле, при авторитете. Поэтому они его всячески восхваляли, вручали наград. Человек был уже в таком возрасте, когда на него это производило впечатление. А то, что начался упадок в экономике, их меньше всего интересовало.
– Каким образом он стал генеральным секретарем?
– Генеральным секретарем он стал в результате того, что в партии, в обществе назревало недовольство методами деятельности Никиты Хрущева. Много хорошего он сделал, но методы его работы были волюнтаристские. Он разделил партию на промышленную и сельскую. Это столько породило проблем — я хорошо знаю, как раз в это время начинал свою деятельность на партийной работе. Вот была у него такая идея — давайте сеять кукурузу везде, вплоть до Полярного круга. Потом он рассорился с братскими коммунистическими партиями, с Китаем. Это осложнило международное положение Советского Союза. И вот на этой волне возникла идея о замене Хрущева. Одним из организаторов кампании был Леонид Брежнев. Позже его избирают на пост генсека. Алексей Косыгин, который поддержал группу, выступавшую за смещение Хрущева, становится председателем Совета Министров СССР, а Николай Подгорный — председателем Президиума Верховного Совета СССР.
– Старшее поколение наших сограждан обычно говорит, что при Брежневе жить было хорошо. Чем тогда было хорошо простым людям?
– Есть такой анекдот: одесситов спрашивают — как вы жили раньше? — Жили хорошо. — А теперь? — Живем еще лучше. Но мы бы не возражали жить, как раньше.
При Брежневе, пожалуй, это был единственный период в истории нашего государства, когда в стране было спокойно. У людей была уверенность в своем будущем. Жили, конечно, бедно на фоне той же Европы, но более-менее справедливо. Такого резкого разрыва в имущественном положении не было.
– Можно сказать, что он был лучшим из всех генеральных секретарей?
– Так нельзя говорить. Каждый имел свои положительные стороны и недостатки. Скажем, сейчас вменяют Брежневу, что ему вешали ордена, что он даже по бумажке речь читать не мог. К сожалению, многое в этом деле справедливо. Но я помню 1973 год, Украина продала 1 млрд. пудов хлеба. Это было большущее достижение. Республика была награждена, по-моему, орденом «Дружбы народов». Приехал Леонид Ильич вручать орден. Было это во Дворце культуры «Украина». Вот идут два мероприятия. Одно — торжественное, где он вручает орден, и читает речь по бумажке. И идут сборы партийно-хозяйственного актива республики: перед ним лежат несколько маленьких листочков бумаги, наверное, перечень вопросов. А он больше часа выступает! Речь логичная, правильная, содержательная. Его слушали, затаив дыхание. В то время ему было уже 67 лет.
Людмила Полях
«ДЕЛО»