Интервью с первым заместителем пресс-секретаря главы российского государства Дмитрием Песковым.
- В расследовании убийства Александра Литвиненко все следы ведут в Москву. Что вы можете противопоставить утверждению, что убийство этого бывшего агента ФСБ, жившего в изгнании в Лондоне, было спланировано в России?
- Я абсолютно исключаю, что у кого-то в моей стране, во властных структурах или близких к ним кругах, возникла идея его убить. Литвиненко никогда не был шпионом. Находясь на службе в ФСБ, он в течение нескольких лет участвовал в борьбе с организованной преступностью. Он не был человеком, которого могли считать врагом России. Он не был настолько важной персоной, чтобы кто-то хотел его убить. Он не играл никакой роли. Эти убийцы просто хотели нанести ущерб репутации моей страны и Путина.
- Кого вы подозреваете?
- Если бы я был следователем, я бы не исключал ни одной версии. Убийцами могли быть русские, британцы или немцы. Следы полония были обнаружены в Лондоне, Москве и Гамбурге.
- Но всякий раз эти следы были связаны с передвижениями одних и тех же персонажей, двух или трех русских, в частности бывшего сотрудника ФСБ Андрея Лугового и предпринимателя Дмитрия Ковтуна.
- Следы полония были также обнаружены в Лондоне, в местах, которые часто посещали оппозиционеры в изгнании, такие как Березовский или Закаев.
- В этом нет ничего необычного. Они были друзьями Александра Литвиненко, и они с ним встречались уже после того, как он был отравлен. Почему российский генеральный прокурор Юрий Чайка сразу же исключил, что яд мог быть доставлен из России?
- Мы полностью исключаем, что этот яд был произведен в России. У нас абсолютно надежная система контроля над ядерными материалами. Контроль функционирует отлично. Даже в 1990-е годы, в той ситуации, в которой оказалась Россия, наши ядерные объекты были в полной безопасности.
Россия производит 1 грамм полония-210 в месяц на одном предприятии, расположенном в городе стратегического значения. И этот полоний не хранится в чистом виде. Его также получают из другого вещества – висмута. Были проведены проверки. Все на месте. Россия также экспортирует полоний. Она продает его американским компаниям для промышленных нужд.
- Если выяснится, что Литвиненко убили русские, что произойдет?
- Они, конечно же, будут арестованы и преданы суду. На наших улицах обнаружены радиоактивные следы. Мы хотим, чтобы это дело было расследовано как можно быстрее.
- На протяжении нескольких недель группы «молодых путинцев» досаждают британскому послу – дошло до того, что Лондон обвиняет вас в нарушении Венской конвенции о статусе дипломатов.
- Если это действительно так, это возмутительно, это ненормально.
Жан-Пьер Ланжелье
Inopressa