Председатель правления Укрпромбанка Александр Солтус начинал карьеру в универмаге «Детский мир»....
– На чем вам удалось заработать больше всего?
– Я получаю заработную плату и бонусы в банке. Для этого необходимо вкладывать в образование.
– А когда вы стали зарабатывать действительно много?
– Когда я после института стал работать в хозрасчтеной организации, это был 1988 год, моя зарплата составляла 700 рублей. Для сравнения, тогда были зарплаты — 110, 140 рублей, хорошо, если больше 200 рублей. Когда я стал получать такую сумму, то выяснилось, что это гораздо больше, чем получали мои родители и преподаватели.
– Сколько вам было лет тогда?
– 22 года.
– А где вы тогда работали?
– Бухгалтером в универмаге «Детский мир».
– Во что вы предпочитаете вкладывать деньги?
– Если говорить о деньгах домашних хозяйств, а не бизнеса, и, в частности, о моих деньгах, то единственное место, где можно разместить средства, с точки зрения зарабатывания, — это либо банковский депозит, либо один из спекулятивных рынков, таких как недвижимость, земля. К сожалению, любые другие финансовые инструменты, которые присутствуют в экономиках других стран, в Украине пока еще не работают. Речь идет о ценных бумагах, институтах инвестирования, инвестиционных фондах, управлении активами. На сегодняшний день эти объекты вложения либо мало развиты, либо достаточно рисковые. По моему мнению, единственный нормальный источник с высоким доходом — это банковский депозит.
– Но ведь на банковском депозите много не заработаешь.
– Да, если мы говорим о пассивном участии. Если домашнее хозяйство хочет заработать посредством использования достаточно рисковых инструментов, то деньги можно вложить в инвестфонд. Риск — 100%. Защиты вложения и гарантии возврата денег нет. Хотя этот рынок последнее время активно развивается, но на данный момент он находится на начальном уровне развития. Единственные инструменты — это инвестфонды, рынок земли или жилья. Что касается рынка недвижимости, то, откровенно говоря, на нем можно было зарабатывать, но можно ли будет зарабатывать в будущем? Наверное, можно будет, но не такими темпами, которыми это происходило последнее время и до сегодняшнего дня. Рынок этот перегрет, и риски на нем резко возросли по отношению к годичному уровню.
– Вы считаете, что цены на недвижимость будут снижаться?
– Я не уверен, что цены будут снижаться, но произойдет фиксация цен. Даже если цены будут расти, то очень медленными темпами. Рынок вложений, такой как земля, будет очень сильно разогреваться в ближайшие годы. Но на нем нет прозрачности. Происходит очень много вещей, которые могут свести на нет все попытки заработать на этом рынке. Политические спекуляции вокруг этого рынка, с одной стороны, способствуют его разогреванию, потому что он интересен, но, с другой стороны, там высокие риски.
– В какой валюте выгоднее разместить депозит?
– Если говорить о тенденциях, которые есть на рынке, то я не вижу препятствий для размещения депозитов в национальной валюте. В те короткие депозитные сроки, которые существуют в Украине (1-2 года), можно спрогнозировать устойчивость гривни по отношению к иностранной валюте. Большую часть своих сбережений можно держать в национальной валюте.
– А вы сами храните деньги на депозитах?
– У меня есть депозиты в Укрпромбанке. В прежние годы я размещал депозиты в валюте, сейчас — в гривне.
– По каким критериям вы выбираете банк?
– Это должен быть крупный банк, но он, как правило, предлагает невысокие ставки. Осторожно нужно относиться к банкам, которые предлагают условия выше рыночных. Мы помним ряд банкротств мелких банков. Люди сталкиваются с невозможностью получения своих средств обратно. С одной стороны, небольшой банк имеет право на существование, но если банк начинает предлагать ставки выше рынка, то это первый сигнал для того, чтобы задуматься, стоит ли иметь дело с этим банком.
– Другими словами, мелким банкам лучше деньги не отдавать?
– Нужно ориентироваться на крупный банк и на средний. Все-таки мелкий банк менее устойчив и подвержен влиянию каких-то факторов. Если есть азарт, то большую часть денег, например, 70% можно разместить в консервативный вклад в среднем или крупном банке, а 30% разместить на депозит в банк с высокими процентными ставками.
– Вы консультируете друзей и родственников в финансовых вопросах?
– На самом деле таких обращений не очень много, но, как правило, обращаются с традиционными вопросами, где держать депозиты. Я рекомендую свой банк по трем причинам: потому что это банк, в котором я работаю, во-вторых, Укрпромбанк надежный и выполняет свои обязательства, и в-третьих, у нас привлекательные процентные ставки.
– Какими финансовыми услугами пользуетесь, кроме депозита?
– Делаю отчисления в НПФ. Я считаю, что за пенсионными фондами будущее, но, к сожалению, большой преградой на пути развития этого финансового инструмента есть закон. Также пользуюсь платежными карточками. Кредит брал неоднократно.
– А где брали кредит?
– Кредитовался в своем же банке, это кредит на постройку дачи, сейчас постепенно его возвращаю.
– Под какой процент брали кредит?
– Под рыночный процент.
– Куда бы вы никогда не вложили деньги?
– Не вложил бы в рисковый бизнес. Никогда не принимаю предложения, когда обещают быстро заработать. Все быстрые заработки заканчиваются быстрыми убытками. Не вложил бы деньги в сомнительные финансовые институты, в те банки, которые предлагают повышенную процентную ставку. Еще бы не вкладывал в рынок ценных бумаг. Если говорить о рынке корпоративных ценных бумаг, то на сегодняшний день он абсолютно не прозрачен, и с точки зрения рядового гражданина он не ликвидный.
– Какой у вас автомобиль?
– Две служебных машины — два Mercedes 500-х, частная машина — у жены BMW 520.
– У вас были финансовые авантюры?
– На заре развития капитализма в Украине были попытки создавать компании, которые прибыли не приносили. Просто этим нужно было заниматься, а в то время я работал в институте преподавателем, параллельно аудитором в аудиторской копании, там же вел курсы по бухгалтерскому учету.
– Если бы вы не занимались банковским бизнесом, какой вид деятельность вас привлекает?
– Если бы я не был руководителем банка, я бы с удовольствием был финансовым аналитиком, инвестиционным банкиром или аудитором, или аналитиком в рейтинговых агентствах. Это мне близко и понятно.
Катерина Андрущенко
«ДЕЛО»