Владимир Сапсай гордится, тем, что является земляком президента Виктора Ющенко, и говорит, что не держит зла на экс-губернатора Нину Гаркавую....
– Как вы оцениваете экономическую ситуацию в области? Экс-губернатор Сумщины Владимир Щербань заявил, что Нину Гаркавую нужно было уволить не по возрасту, а за то, что она развалила экономику области.
– Комментировать высказывания Владимира Щербаня я не буду. Есть статистические данные, как «сработала» область за эти годы. Так, за 10 месяцев этого года рост промышленного производства у нас 103,5%. Есть, конечно, проблемные вопросы, над которыми усиленно работаем. Что-то удается решать лучше, что-то хуже.
– Гаркавая говорит, что аграрный сектор, которым вы занимались в области, был самым слабым...
– Я бы не сказал, что на Сумщине плохое положение. За два года есть и позитивы, и негативы. Так, нам удалось вернуть доверие людей к власти. Аграрии никому не доверяли, так как раньше им диктовали цены, по которым нужно реализовывать продукцию, фирмы, кому нужно продавать. В область пришли инвесторы. Около 300 тыс. га земли лет .
6-7 пустовали, зарастали бурьянами, а теперь обрабатываются. Единственным негативным фактором стало то, что в 2005 году была очень тяжелая осень, когда осадков не было 60 дней, и очень лютая зима. Таким образом, 50 тыс. га озимых вымерзло, а это около 24 млн. грн. убытков. Но все же мы смогли выйти из положения и обеспечили область продовольственным зерном. Тяжелая ситуация в сельском хозяйстве по всей Украине. И это не вопрос лично Владимира Сапсая, почему оно в таком состоянии.
– Какие проблемы нуждаются в первоочередном разрешении? Какие ваши основные задачи на посту и.о. губернатора?
– Я думаю, что на период, пока на Сумщине нет главы облгосадминистрации, моя основная задача — оправдать доверие, которое на меня возложил президент. Второе — удержать курс, сложившийся в области во всех сферах экономики. Нужно успешно завершить 2006 год, выполнить все социально-экономические программы, которые были приняты. Выполнить бюджет, выплатить людям зарплаты, пенсии, социальные выплаты. Думаю, мы с этим справимся. Это будет фундамент для 2007 года.
– Политические проблемы в Сумской области привлекли внимание всей Украины. Каким вы видите разрешение ситуации с «двоевластием» на Сумщине?
– Комментировать юридическую сторону вопроса не могу, но, думаю, двоевластия у нас нет. Я человек команды. Просто выполняю те обязанности, которые на меня возложены президентом, и стараюсь оправдать его доверие. Как будет решать другая сторона — не знаю, это ее право. Каждый поступает так, как считает нужным.
– То есть Нина Гаркавая уже не губернатор? Вы уже не считаете ее своей начальницей?
– Я руководствуюсь распоряжением президента о моем назначении.
– В СМИ неоднократно появлялось мнение, что нынешняя ситуация — противостояние Секретариата президента и Кабинета Министров. Вас же в этом контексте называют человеком главы президентского Секретариата Виктора Балоги. Согласны ли вы с этим мнением?
– Мне кажется, что противостояния нет. С Виктором Балогой у меня близкого знакомства нет. Он работал министром по чрезвычайным ситуациям, когда на Сумщине был всплеск птичьего гриппа. Мы поддерживали связь, разговаривали, то есть общались исключительно по деловым вопросам.
– Гаркавая считает, что приказ не пускать ее в здание администрации поступил вам именно от Балоги. Так ли это?
– Такого звонка или указания не было и не могло быть. Облгосадминистрацию охраняет государственная служба охраны. Наверное, у них есть какие-то вопросы по поводу пропусков, поэтому ее и не пускают. Они руководствуются теми инструкциями, которые дает им их руководитель, я туда не вмешиваюсь. С Ниной Николаевной уже давно никаких связей не было.
– А если бы позвонила, вы бы помогли решить этот вопрос с пропуском?
– Конечно. Этот вопрос мы бы решили.
– Расскажите, как вам работалось с Гаркавой, были ли конфликты?
– С Ниной Николаевной мы работали в команде два года. Во времена Николая Лаврика я был заместителем, она — первым заместителем. Когда Лаврик перешел на пост главы Черниговской ОГА, Гаркавая стала губернатором, я ее первым заместителем. И тогда, и потом у нас не было никаких конфликтов и недоразумений. Я официально заявляю, что никаких негативных выпадов в отношении ее профессиональной деятельности и ее лично не имею. Так что заявлять сегодня, что я провожу какие-то противоправные или провокационные действия, некорректно.
– Несмотря на это, Нина Николаевна в своих интервью довольно резко о вас отзывалась. Обижаетесь на нее?
– Во-первых, я не имею права на нее обижаться как на женщину. Понимаю ее состояние, ведь не все могут перенести такую ситуацию легко. Единственное, что мне интересно, были бы такие выпады с ее стороны, если бы другой человек занимал сейчас мое место? Он был бы тоже для нее во всем виноват, или у нее неприятие именно ко мне?
«Наша Украина» есть и будет
– Вы — глава областной организации «Народного союза «Наша Украина». Каким вы видите будущее НСНУ в области?
– «Наша Украина» в области есть и будет. Мы прошли жесткие выборы. Не могу сказать, что мы победили, но мы и не проиграли. Мы имеем второй показатель в области по всем уровням, имеем представительство во всех законодательных органах. Не так давно была проведена областная конференция, на которой была дана принципиальная оценка меня как руководителя. Я благодарен за это своим партийцам. Сейчас анализируем ошибки и работаем на перспективу.
– В НСНУ сейчас непростая обстановка. До сих пор не выбрали главу партии. Какие кандидатуры предлагались от Сумской областной организации?
– Сейчас по всей Украине проходят районные и областные советы, на которых люди высказывают свое мнение. Мысли есть разные. В нашей области считают, что совет партии может возглавить либо Юрий Ехануров, либо Роман Безсмертный, либо Петр Порошенко.
Хоруживка и остальные
– До 2005 года, пока вас не пригласили работать в Сумскую ОГА, вы возглавляли агрофирму в селе Хоруживка. Расскажите о тех временах.
– Товарищество «Хоруживка» я возглавил в 1997 году, а до этого с 1994-го работал главой сельсовета села. Когда пришел туда, состояние было критическое: судебные иски около полутора миллиона гривен, задолженность по зарплате около 500 тыс. Люди по два-три года не получали зарплату. Потом постепенно удалось организовать работу, подобрать команду единомышленников, ведь один руководитель практически ничего не решает, каким бы он ни был. Нам удалось вывести наше товарищество в передовики по области. Были даже показатели, которые заслуживали внимания и во всей Украине.
В 2001 году я был награжден президентом Кучмой медалью «За працю и звитягу», также много разного рода наград получили и многие работники хозяйства. Так что не Хоруживка выступает решающим фактором, а люди, которые там работают. Они имеют профессиональный уровень, позволяющий им занимать серьезные должности. Поэтому некорректно говорить, что Хоруживка решает все. Конечно, я горд тем, что родом из этого села, имею честь знать президента и семью президента, но за дела, которыми я занимаюсь, отвечаю сам.
– Расскажите, как вы познакомились с президентом? Общались ли вы в детстве?
– Назвать определенный день знакомства вряд ли возможно. Мы же из одного села, тем более жили на одной улице неподалеку, ходили в одну школу. У нас семилетняя разница в возрасте, поэтому тесно мы не общались. Помню, к нам в школу приходили выпускники, которые учились в университетах. Делились опытом и даже помогали устроиться в незнакомом городе. Тогда ведь село было не так развито, и информацию об институтах можно было получить только от кого-то. На эти встречи приходил и Виктор Андреевич.
– А когда стали взрослыми, как часто встречались?
– Виктор Андреевич постоянно приезжал в село. Будучи на руководящих постах, мы встречались, обговаривали проблемы села, он оказывал помощь. На земляков всегда возлагаются надежды. Если не они, то кто же будет помогать родному селу?
– Наверное, эти встречи очень теплые, так как встречаются односельчане?
– Да, это как в семье. Вместе собиралось много людей, и за капустняком, который варила его мама и который он очень любил, обговаривались многие вопросы. Жаль, что сейчас у Виктора Андреевича мало времени, чтобы устраивать такие встречи часто, как это было во времена, когда он не был президентом.
– Есть такое мнение, что в селах почти все друг другу родственники. У вас с президентом есть родственные связи?
– То, что в селах почти все люди связаны между собой, правда. Но с президентом у нас родственных связей нет (смеется).
– Когда вы виделись в последний раз?
– На Покров 14 октября президент открывал в области музей Калнышевского. Тогда же он приезжал и в Хоруживку.
– Связывались ли вы с ним по телефону по поводу нынешней политической ситуации в области?
– С ним пока разговора не было. Я связывался только с работниками Секретариата.
Владимир Нянькин
«ДЕЛО»