Австрийские инвестиции в Украину обсуждались в рамках информационного форума «Инвестиционный и экономический партнер – Украина». Форум был организован Палатой экономики Австрии и Торговым отделом посольства Австрии в Украине при поддержке холдинга Hares Group GmbH и компании System Capital Management (SCM). Посол Маркус Вукетич рассказал «ДЕЛУ» о перспективах экономического сотрудничества Украины и Австрии....
– Изменилось ли мнение об Украине в Австрии и Европе с тех пор, как Янукович стал премьер-министром?
– Я полагаю, что в Австрии и в Украине не так много людей постоянно отслеживают политические события в другой стране. Отражение в СМИ находят, прежде всего, яркие события, такие как, например, «оранжевая революция». Но я хочу сказать, что австрийцы хотят видеть Украину стабильной и открытой, независимо от состава правительства. Главным условием является формирование этого правительства демократическим путем.
– Нынешняя ситуация в Украине повлияет на переговоры о будущих отношениях между Украиной и ЕС?
– Думаю, что новое правительство продолжит реформы, начатые предыдущим. Что касается будущих отношений между Украиной и ЕС, то я полагаю, что темп и интенсивность сближения будут определять, прежде всего, реформы со стороны Украины. Следующий важный шаг — это вступление Украины в ВТО. Это освободило бы дорогу к переговорам по Договору о свободной торговле. Последний, в свою очередь, стал бы основой нового расширенного соглашения с ЕС. В связи с этим я надеюсь на скорейшее принятие Верховной Радой пакета законов, необходимых для вступления в ВТО.
– Может ли это перерасти в Соглашение об ассоциированном членстве?
– Я ожидаю, что уже упомянутое новое расширенное соглашение, которое должно заменить действующий Договор о партнерстве и сотрудничестве, придаст новую динамику сотрудничеству между ЕС и Украиной в рамках Европейской политики соседства. Австрия в связи с географической близостью и общей с Украиной историей будет отслеживать это развитие с особым вниманием, что совершенно естественно. Не стоит забывать, что западная граница Украины находится значительно ближе к Вене, чем восточная граница Швейцарии.
– Как вы оцениваете реализацию двусторонних украинско-австрийских проектов в этих направлениях и в области атомной энергетики?
– Между Австрией и Украиной с 1998 года существует двустороннее энергетическое партнерство, которое ставит своей целью использование возобновляемых энергоносителей и увеличение эффективности использования энергии в рамках программы защиты окружающей среды Joint Implementation (JI). В качестве конкретного примера я хотел бы назвать строительство завода по производству биомассы в Славутиче.
Что касается ядерной энергии, то в Австрии имеется широкий общественный консенсус, что атомная энергия никогда не будет надежной или устойчивой формой производства энергии. Катастрофа Чернобыля, созданная руками человека, должна быть здесь постоянным напоминанием. Так как отказаться от атомной энергии Украине будет очень тяжело, основное внимание должно быть направлено на максимально возможные стандарты безопасности на атомных электростанциях.
– Есть ли в Украине в настоящее время инвестиционные проекты, которые могут быть интересны для австрийских инвесторов?
– Хорошие шансы для австрийских предприятий, прежде всего, в упомянутом вами энергетическом секторе. В повышении эффективности использования энергии. У нас есть отличные ноу-хау и хорошие шансы инвестировать в защиту окружающей среды. Мы уже хорошо представлены в банковском секторе и в сфере страхования. В будущем прекрасные возможности для сотрудничества совершенно определенно могут быть в области продукции для зимних видов спорта. Например, для производителей лифтового оборудования, приборов для выравнивания лыжных трасс, систем доступа Skidata. Многие мои коллеги говорили мне, что в украинских Карпатах есть много прекрасных мест, интересных для туристов. И Украина должна получать прибыль от туризма. Эта сфера также интересна для инвестиций.
– Будет ли меняться австрийская политика по отношению к Украине в случае смены австрийского правительства?
– Процесс образования правительства в Австрии еще не закончен, и поэтому очень тяжело сказать что-либо конкретное в отношении основных положений и содержания внешней политики будущего правительства. Я исхожу из того, что преемственность нашей внешней политики — задача всех наших партий. Австрия очень заинтересована в том, чтобы остаться надежным партнером международного сообщества.
– А вы лично состоите в какой-либо партии?
– Нет. Я не отношусь ни к какой партии.
– Это ваша личная позиция, или это правило для дипломатических работников?
– Нет, это не запрещено. Лично я беспартийный. Но такая, скажем, общественная деятельность не запрещена. У нас есть послы и дипломаты, которые состоят в политических партиях.
– Когда новый канцлер приедет с государственным визитом в Украину? Как выглядят перспективы межпарламентского сотрудничества между Верховной Радой и Национальным Советом?
– О планах по визитам будущего федерального канцлера я ничего не могу сказать. Следующий важный визит, подготовку к которому мы уже начали, — это визит федерального президента доктора Хайнца Фишера в следующем году. Визит будет многодневным. Федеральный президент намерен посетить кроме Киева и другие города. Председатель Национального Совета в прошлом году в сопровождении высокопоставленной делегации был в Украине. Тем временем в обеих наших странах состоялись парламентские выборы, и я надеюсь, что новые депутаты продолжат сотрудничество с энтузиазмом.
– Вы не так давно в Украине. Как складываются взаимоотношения внутри закрытого для посторонних глаз дипломатического корпуса?
– Я частично уже познакомился с моими коллегами. Естественно, это прежде всего представители Евросоюза. Потому что мы постоянно проводим совместные заседания. Но я могу сказать, что был очень удивлен и ошеломлен той открытой и дружеской атмосферой, которая существует здесь между послами и дипломатами. Естественно, для нового человека прежде всего важны географический и языковой фактор. Я поддерживаю хорошие отношения с коллегами из стран ЕС. С одним из послом я могу говорить на хорватском. Но у меня хорошие отношения и с послами таких далеких по языку и расположению стран, как Перу и Египет. И хотя у меня пока не успели сложиться личные отношения, все понимают, что я новый посол, и я нахожу понимание и поддержку у всех моих коллег.
– Вы говорите на хорватском?
– Да. У меня хорватские корни и фамилия. Я из хорват, которые проживают в федеральной земле Бургенланд. Это национальное меньшинство. Возможно поэтому я себя хорошо чувствую здесь, в славянской стране. Я кое-что понимаю по-украински и по-русски. Благодаря славянским корням. Но, конечно, не все. Говорить мне тяжело. Это моя проблема. У меня большой запас слов, но говорить — это совсем другое. Этому надо учиться.
Дмитрий Ярош
«ДЕЛО»