Особую актуальность вопрос либерализации украинского газового рынка приобретает в контексте активизировавшихся процессов сотрудничества Украины с ЕС. Как известно, Европейская Комиссия подготовила проект директив для переговоров с Украиной относительно нового рамочного соглашения на смену Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года. Уже началось его обсуждение государствами-членами ЕС.
Ожидается, что этот процесс завершится до конца года с тем, чтобы Украина и ЕС смогли начать полноценные переговоры в начале 2007 года. При этом Глава Европейского Совета М. Ванганен подчеркнул на последнем саммите Украина-ЕС, что Европейский Союз не имеет целью отказываться от своего последующего расширения, однако, бесспорно, будет требовать от стран, которые стремятся приобщиться к этой структуре, выполнения всех необходимых обязательств.
Что касается критериев вступления в ЕС, которые находятся в области политических процессов, то им сегодня в Украине уделяется достаточно внимания. К сожалению, об этом нельзя сказать в отношении условий Европейского Союза, требующих изменений в энергетических сферах, в частности, на газовом рынке Украины. И это вызывает определенные риски.
Во-первых, сложно сказать, на какие сроки отдаляется перспектива вступления Украины в ЕС, во-вторых, в связи с расширением Европейского Союза и его территориальных границ Украина в самом ближайшем будущем все равно будет вынуждена соблюдать нормы и стандарты Европы. И от того, насколько подготовленной к этому окажется экономика Украины, будет зависеть ее будущее.
Тенденции развития газовых рынков стран-членов ЕС сегодня таковы, что на них все большую роль играет конкуренция, а на смену традиционным вертикально интегрированным энергетическим рынкам приходят либерализация и открытость. Украине же все еще присущи противоположные тенденции, а именно – концентрация и централизованный контроль. Это отрицательно сказывается на процессах евроинтеграции нашей страны.
Боее того, подготовка внутреннего энергетического рынка к вхождению в совместный энергетический рынок Европы находится в числе общих требований к странам-кандидатам на членство в ЕС. Поэтому нам уже сегодня важно начать внедрение комплекса мер, позволяющих эффективно адаптироваться к европейским условиям развития рынка. Основываясь на опыте либерализации европейских стран, такими мерами могут стать: прежде всего, отказ от государственного регулирования отпускных цен производителей и цен на оптовом рынке газа. При этом государство должно продолжать регулировать розничные цены бытовых потребителей и цены на транспортные услуги.
Во-вторых, нужно разделить функции транспортировщика и поставщика. В-третьих, предоставить крупным потребителям права самостоятельного выбора поставщика и стимулировать в различных формах вхождение новых участников на потенциально конкурентные сегменты рынка. В-четвертых, ввести недискриминационный доступ к газотранспортным системам для потребителей, производителей, трейдеров и поставщиков, что позволило бы перейти к системе, при которой у участников газового рынка появилась бы возможность покупать газ непосредственно у производителей.
Вместе с тем, необходимо внедрить единую государственную систему учета за поставками и потреблением газа, которая позволила бы сформировать прозрачную систему ценообразования. Конечно, провести такие реформы в сжатые сроки невозможно. Но у Украины есть время подготовиться: как показывает практика, создание единого газового рынка стран ЕС идет далеко не такими быстрыми темпами, как ожидалось.
Это, с одной стороны, дает нам дополнительное время на адаптацию, с другой стороны, приведение украинского газового рынка в соответствие с нормами и стандартами ЕС, осложняется возникшими на европейском газовом рынке трудностями. В чем же их суть?
Напомню, первая директива по либерализации газового рынка Европы была подписана еще в 1998 году. Ее целью было формирование единого энергетического пространства с едиными правилами игры на нем, основанными на принципах справедливой конкуренции, недискриминации и взаимной выгоды, а также - гарантия обеспечения европейских потребителей требуемым количеством природного газа по минимальной цене. Но, несмотря на то, что в настоящее время большинство стран ЕС превосходят установленные Газовой Директивой количественные индикаторы открытия рынка, проблемы с реальным внедрением конкуренции сохраняются. Тот факт, что крупные потребители формально получают право выбора поставщика газа, не всегда означает, что они этим правом могут воспользоваться. Кроме этого, развитие процесса конкуренции сдерживается тем, что на практике все еще не обеспечен свободный доступ к распределительным сетям.
И самое важное: главная цель Директивы - снижение уровня цен во многих странах так и не была достигнута. Поэтому важнейшей задачей было названо стимулирование развития конкуренции на стороне предложения. ЕС призвало страны вводить программы «отпуска газа» путем «открытия» эксклюзивных долгосрочных контрактов на поставки для третьих сторон. В этом случае крупные национальные компании-покупатели газа либо под давлением законодательства, направленного на усиление конкуренции, либо на добровольной основе (во избежание антимонопольных расследований) продавали часть своих контрактов на поставки новым участникам рынка.
В качестве ориентира Европейский Союз рассматривал модель организации газового рынка, принятую в США и Великобритании. Анализ истории реформирования газовых секторов этих стран показывает, что введение конкуренции, основанной на доступе третьей стороны, приводит к снижению маржи по всей цепочке поставок.
Сегодня в Европе газовые компании уже немного снижают цены для того, чтобы сохранить свою долю рынка и верность потребителей даже в ситуации ограниченной конкуренции. В этой связи в ближайшей перспективе до 2010 г. в Европе все-таки ожидается снижение цен на газ.
Однако при этом дискуссионным остается вопрос структуры и продолжительности газовых контрактов. Речь идет о краткосрочных и разовых сделках. Как известно, новая Газовая Директива ЕС, предусматривающая развитие спотового рынка, т.е. рынка краткосрочных контрактов, вызвала неоднозначную реакцию в мире.
По разным оценкам, краткосрочные контракты ведут либо к размыванию системы долгосрочных контрактов и порождают существенные риски для производителей и экспортеров газа, либо же позволяют потребителям обеспечивать непредвиденные потребности, достаточную гибкость в достижении физического равновесия между спросом и предложением в краткосрочном периоде, а самое главное – позволяют достичь снижения затрат за счет постоянного поиска наиболее дешевого источника поставок газа. К примеру, в Великобритании краткосрочная торговля газом началась в 1989-90 гг. в виде двустороннего рынка между производителями и поставщиками, которые заключали сделки, используя телефонную связь.
По мере увеличения объемов торговли, эффективность двусторонних отношений стала падать, так как ведение торговли налагает высокие трансакционные издержки. Это привело к появлению нового класса участников - трейдеров, которые осуществляют сделки по купле - продаже газа от имени других участников рынка. Освобождая продавцов и покупателей газа от необходимости торговаться, они агрегируют спрос и предложение, и уравновешивают их с помощью соответствующих крупномасштабных контрактов, диверсифицируя при этом ценовые риски и риски поставок в отдельных контрактах.
Но есть и негативные моменты в плане либерализации, хотя они в большей степени касаются преимущественно добывающих стран. Речь идет о том, что после нескольких лет быстрого роста отрасли начинается спад и регресс из-за уменьшения инвестиций в разработку новых месторождений и добычу газа.
Главная причина заключается в том, что конкуренция, которая вызвала снижение цен на газ, одновременно снизила прибыли добытчиков, и, таким образом, снизила инвестиционную привлекательность отрасли. Второй причиной является то, что цены на рынке формируются под влиянием краткосрочных контрактов, таким образом, долгосрочная ценовая перспектива становится невыясненной, и инвестиционная привлекательность отрасли снова падает. Впрочем, Украине такой сценарий не угрожает.
Прежде всего, потому, что подобные негативные явления возможны лишь там, где существует развитая добыча газа, где предложение значительно превышает спрос, что не стимулирует увеличение добычи. В этом смысле Украина, которая преимущественно является импортером газа, не может иметь значительного превышения предложения над спросом, а потому разведка и разработка новых месторождений в нашей стране будет всегда выгодной в условиях свободного рынка. Таким образом, наш статус страны-импортера газа в условиях либерализации, как это ни парадоксально, пойдет на пользу государству.
Платежеспособный спрос будет стимулировать как внутреннюю добычу, так и развитие смежных отраслей и финансового рынка. В конечном итоге от либерализации выиграет не только отрасль, но и вся экономика страны. При этом мы должны понять, что мир не подстраивается под потребности Украины. И вряд ли нас будут ждать в Европейском Союзе, если мы и дальше будем регулировать экономику нерыночными методами.
За рубежом идут свободные процессы. И мы от них зависим. Страна, в которой газовый рынок, как и вся экономика, является свободным и конкурентным, гибко и менее болезненно отреагирует на подобные колебания, а в той стране, где все регулируется, неизбежно возникнет кризис. Поэтому, если мы откажемся от либерализации, Украина еще долгие годы будет пребывать в состоянии стабильного кризиса с низкими зарплатами, высокими ценами на товары и услуги и слабой экономикой. Кроме этого, нам не придется говорить о выполнении в 2007-2011 годах условий, необходимых для вступления в Евросоюз.
Президент Ассоциации «Газовые трейдеры Украины»
Роман Сторожев