Доктор Богословских наук, профессор Киевской духовной академии Украинской православной церкви Киевского патриархата Дмитрий Степовик, 68 лет, считает Российскую православную церковь авангардом борьбы за возобновление влияния Москвы на прежние советские республики и верит в быстрое признание УПЦ КП.
Виктор Ющенко и Виктор Янукович являются людьми подчеркнуто набожными. Это может посодействовать религиозной терпимости в украинском обществе?
— Каким образом эти государственные лидеры будут способствовать единству христианского мира — сказать трудно. Ющенко декларирует свою благосклонность к двум церквям национальной ориентации: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской греко-католической церкви. В острой оппозиции к ним находится РПЦ, которая по явно пропагандистским причинам носит название Украинская православная церковь Московского патриархата. Хотя ничего украинского там нет — ни в богослужении, ни в языке, ни в литературе. На эту церковь ориентируется Янукович. И с его стороны большого желания понять идеологию и христианское благочестие именно украинских церквей я не вижу.
Еще важно: оба лидера являются христианами, в глубинном понимании этого слова, декларативна ли их набожность? Как по мне, Ющенко — это истинный, правдивый христианин. Знаю его лично еще с допрезидентских времен. Хотел бы верить, что такой и Янукович. Хотя практических свидетельств тому не имею.
Недавно Янукович послал благодарность Патриарху Российской православной церкви Алексию за поддержку православия в Украине. Как это можно расценить?
— По крайней мере не как мудрый шаг государственного лидера. Украинское православие находится сегодня на пути отмежевания от Московского патриархата. Его так называемая Украинская православная церковь все время после возобновления нашей независимости выступала за новую интеграцию Украины в Российскую империю. Потому благодарность премьера патриарху страны, которая ставит себе цель на церковном, а может, и на государственном уровне опять ввести Украину в качестве колонии в подчинение России, взвешенным шагом считать нельзя.
Главным препятствием на пути создания Поместной православной церкви в Украине является Московский патриархат?
— Да. Мировое православие, которое ориентируется в основном на признанный православный центр — Константинопольский патриархат, сегодня обнаруживает сдержанную готовность признать УПЦ КП. И если бы не жесткое, неистовое сопротивление Московского патриархата, такое признание пришло бы очень быстро, еще в первые годы независимости.
Создадут ли в Украине поместную церковь в обозримом будущем?
— Да она уже давно есть — это УПЦ КП. Поместная православная церковь существует в Украине с июня 1991 года, когда на поместном соборе мы избрали первого Патриарха. А если церковь имеет полноценного, демократически избранного на поместном соборе главу, то автоматически становится поместной. Сегодня Киевский патриархат имеет все те права, что и любой другой, все необходимые структуры — Синод, учебные заведения, главу церкви. Поэтому УПЦ КП является церковью поместной, хотя до сих пор непризнанной.
А у нас путают эти понятия — поме стно сть церкви, то есть ее реальную самостоятельность в христианском мире, и признание ее другими духовными центрами вне Украины. Это глубокая ошибка, которую очень тонко и коварно использует Московский патриархат. Непризнание УПЦ КП вызвано давлением Москвы и ее угрозами рас колоть мировое православие. Но со временем признание обязательно будет. Думаю, в обозримом будущем.
Противодействуя признанию УПЦ КП, РПЦ боится потерять церковные владения или это чистая политика?
— И то, и другое. Украина дает около половины всех доходов РПЦ от продажи символики, церковной литературы. Русскоязычной, кстати, что способствует дальнейшей русификации украинцев. Московский патриархат является частью государственной структуры Российской Федерации. Общеизвестно, что задание Кремля — возобновление Российской империи в том виде, в котором она существовала при российских царях, или же в виде СССР, возвращение прежних советских республик в сферу влияния Москвы. И Российскую православную церковь используют в этой борьбе как авангард. Ее ролью является дискредитация православных церквей, которые создают на постсоветском пространстве. Особенно это прослеживается в отношении к УПЦ КП.
Кроме того, РПЦ хочет повлиять на Ватикан, чтобы он был менее толерантен к Украинской греко-католической церкви. Целью Москвы является уничтожение греко-католицизма, что посодействовало бы возобновлению господства России в Украине.
При Кучме отношения Киева и Ватикана были достаточно дружескими, приезжал в Украину Папа Иоанн Павел II...
— Приглашение Святе йше го Отца властью Кучмы было хорошо спланированным политическим актом. Это задумывалось для поддержки пришедшего в упадок имиджа прежнего президента. Всемирная популярность Понтифика побуждала советников Кучмы пригласить Папу в Украину и принять его на высоком уровне. Показательно, что из православных церквей государственнической ориентации единственной визит Папы приветствовала УПЦ КП. Это свидетельствует о том, что эта церковь никаких предубеждений против греко-католицизма и Римской католической церкви не имеет.
Является ли сейчас Римско-католическая церковь союзником той части украинского православия, которое противостоит Москве?
— Неярко выраженная солидарность и молчаливая поддержка больше проявлялась при покойном Папе Иоанне Павле II, чем при нынешнем Бенедикте XVI. Еще будучи кардиналом Иосифом Рацингером и одним из главных советнико в Папы, он зарекомендовал себя сторонником укрепления взаимопонимания с Москвой. Правда, больших успехов в этом достигнуто не было, потому что Москва всегда ставила перед Римом жесткие условия. В частности, относительно Украины требовала изоляции и даже ликвидации УГКЦ. Греко-католицизм, который объединяет у нас миллионы, для Московского патриархата — как кость в горле. Потому если на первом месте у Москвы стоит уничтожение УПЦ КП как конкурента Московского патриархата, который имеет тенденцию к росту и большему пониманию украинским православным обществом, то греко-католики — цель номер два. Церковь, которую нужно унизить, а затем совсем ликвидировать. Среди греко-католиков растет сейчас тревога за будущее их церкви. Потому что неизвестно, какую позицию займет Римская курия и этот Папа. Взаимопонимание Ватикана с Москвой не может быть на пользу Украине. Однако она является крепким в духовном смысле орешком, и какие бы планы не вынашивали Константинополь, Рим или Москва, Украина как духовный оплот христианства на православном Востоке непреодолима.
Анатолий Марциновский
«Газета по-українськи»