В научной среде, а вслед за ней, и в общественном сознании сложилось твердое убеждение в том, что наркомания - неизлечимое заболевание. В основе этого убеждения лежат результаты научных исследований.
Возникла ситуация, когда с одной стороны, есть запрос общества на излечение от этого заболевания, а с другой стороны, мы имеем научно обоснованные выводы, "…что специфической особенностью клиники наркологических заболеваний является принципиальное отсутствие возможности выздоровления. Эти болезни являются хроническими, и в процессе их преодоления, в том числе в рамках реабилитационной работы, в любой момент могут возобновиться проявления патологического влечения к психоактивным веществам (ПАВ) и связанные с ними аффективные и поведенческие расстройства, т.е. развиться рецидив болезни".
Ситуация показывает противоречие между общественной потребностью и возможностью науки удовлетворить эту потребность. Разрешить это противоречие может только сама наука. Только она может предложить способ излечения от наркомании. Однако, приходиться констатировать: на сегодня последнее слово науки - наркомания неизлечимое заболевание.
Такие результаты многолетних усилий не могут удовлетворить ни общество, ни самих исследователей. Поиск решения проблемы должен быть продолжен. Но для этого необходимо осмыслить имеющиеся научные результаты.
Заявив о неизлечимости наркомании, и дав этому положению обоснование, научная мысль подвела черту ходу научных изысканий. И оказалась перед фактом, что задача, которую она бралась решить, решения не имеет.
Задача, для науки типовая: чтобы найти причину заболевания необходимо выявить и локализовать материальный носитель болезни, затем разработать лекарственный препарат, позволяющий добиться полного излечения. На сегодня вопрос, что является материальным носителем наркомании, где локализована болезнь, т.е. какова причина заболевания, остается без ответа. И именно поэтому, наркомания оказывается неизлечимым, хроническим заболеванием.
Можно удовлетвориться полученным результатом, что болезнь носит хронический характер. А можно попытаться разобраться в вопросе, почему задача не была решена и предложить идеи, направления для поиска решения проблемы наркомании. Прежде всего понять, почему научная мысль пришла к таким выводам?
Исходная точка в научном объяснении наркомании - признание, что это болезнь, что развитие этого заболевания реализуется через механизмы биологические.
Каким образом это происходит? "В результате употребления психоактивных веществ (ПАВ) происходит кардинальная перестройка в системе обмена веществ. Перестройка в обмене веществ обуславливает действие стержневого механизма болезни - патологическое влечение к ПАВ".
В обмене веществ выделяется основное звено формирования зависимости. Им признается изменения дофаминовой (ДА) нейромедиации.
Концептуально формирование влечения к наркотику выглядит следующим образом:
ЧЕЛОВЕК » УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКА » ИЗМЕНЕНИЯ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ » НЕЙРОМЕДИАЦИЯ МОЗГА » ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К НАРКОТИКУ.
Логика научного мышления ясна: патологическое влечение - есть результат изменения в обмене веществ посредством дофаминовой нейромедиации мозга. Из этого вытекает и логика лечебного процесса. С помощью лекарств, то есть, воздействуя на обмен веществ, добиться его нормализации и, тем самым, подавить патологическое влечение к наркотику.
Однако, несмотря на лечение, обнаруживается, что патологическое влечение остается. Лабораторные исследования ученых-наркологов доказывают, что изменения в обмене веществ остаются.
Эти изменения в обмене веществ, точнее дофаминовой нейромедиации, обнаруживаются даже по истечении длительного времени неупотребления наркотика. Этот факт обнаруживает наука. И видимо, на основании этого факта делается вывод о хроническом (читай неизлечимом) характере заболевания. Тем самым, исходный объяснительный принцип, привел научное познание к конечному пункту - хроническое заболевание.
Теперь уже сами результаты устойчивости изменений в обмене веществ требуют ответа на вопрос: почему же они сохраняются? К великому сожалению, в такой формулировке вопрос до сих пор не ставиться. Поскольку вопрос не задан, то и ответ не получен. Просто выносится вердикт - неизлечимое заболевание. И как следствие - "принципиально отсутствует механизм выздоровления".
Становится ясно, что полученный научный материал не согласуется с предложенным объяснительным принципом понимания наркомании. Он не внес ясности в картину заболевания, и как следствие нет ясности в способах полного излечения.
В чем же здесь проблема? Проблема в самом объяснительном принципе!
Наука начинает изучать наркоманию тогда, когда человек имеет стаж употребления, и на момент исследования не употребляет наркотики. И на основе этих исследований делает выводы.
Рассмотрим концептуально:
ЧЕЛОВЕК » ОТСУТСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКА » ИЗМЕНЕНИЯ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ » НЕЙРОМЕДИАЦИЯ МОЗГА » ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛЕЧЕНИЕ.
Из концептуальной схемы видны все звенья формирования болезни налицо. Кроме одного - употребления наркотика. Но с точки зрения заложенного объяснительного принципа все верно. Изменения в обмене веществ существуют, существует и патологическое влечение. Вывод: признаки болезни в наличии.
Научная мысль удерживается исключительно в рамках изменения в обмене веществ и дофаминовой нейромедиации. И поэтому, здесь не видно никаких противоречий заложенному принципу понимания природы наркомании. Противоречия возникают, когда приступают к лечению. Удерживаясь в рамках концептуальной схемы: изменения в обмене веществ - дофаминовой нейромедиации - невозможно дать объяснение, почему столь устойчивы эти изменения. Необходимо выйти за эти рамки и объяснить за счет чего сохраняются изменения в обмене веществ. Ответ на этот вопрос необходимо искать в звене, которое предшествует изменениям в обмене веществ.
Для того, чтобы произошли эти изменения в обмене веществ необходим факт употребления наркотика. Другими словами должна быть стимуляция, вызывающая соответствующие изменения в обмене веществ и нейромедиации мозга. Стимулом к изменениям наука признает только наркотик. Одно употребление наркотика не приводит к развитию заболевания, т.е. не образуется патологического влечения, а значит после одного употребления обмен веществ нормализуется. Восстановление обмена веществ, в этом случае показывает, что организм сам восстанавливает его, осуществляя саморегуляцию. Организм человека - саморегулирующаяся система. Золотое правило саморегуляции гласит: "само отклонение от конечного приспособительного эффекта служит стимулом возвращения системы к этому эффекту" .
Обмен веществ подчиняется этой закономерности саморегуляции, как и все другие функциональные системы организма.
В случае с наркоманией научные исследования показывают, что изменения в системе нейромедиации (ДА) сохраняются. Из этих лабораторных данных можно сделать выводы, либо закономерность саморегуляции функциональных систем не действует, либо, если она действует, то стимуляция дофаминовой нейромедиации сохраняется. Закономерности, они потому закономерности, что их действия наступают обязательно. Правильнее высказать утверждение, что у наркомана стимуляция дофаминовой (ДА) нейромедиации сохраняется, даже тогда, когда употребление наркотика нет.
Таким образом, решение проблемы в рамках сложившихся представлений о наркомании, сводится к ответу на вопрос. Что стимулирует изменения в обмене веществ, в мозге, когда материальный, осязаемый стимул - наркотик отсутствует?
Задача: найти этот стимул. Найдя этот стимул можно ответить на вопрос, что является причиной заболевания. И тогда наркомания перейдет из разряда хронических в разряд решаемых проблем.
Такое осмысление научных результатов позволяет по другому сформулировать направление поиска решения проблемы наркомании и наркозависимости, и поставить вопрос о необходимости применения иного объяснительного принципа в понимании природы наркомании и зависимости в целом.
Vitaminov.net