Провести операцию и вернуть хорошее зрение без очков и линз обещают многие. Разобраться в спектре предлагаемых методик нам поможет доктор медицинских наук, профессор А.Д.Ромащенко.
— Многие люди, страдающие близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, давно носят очки, привыкли к ним. Когда Вы считаете необходимым прибегнуть к хирургической коррекции зрения?
— Основным поводом к операции является несовместимость текущего метода коррекции (очков, линз) с современным активным образом жизни. А иногда очки и не могут помочь человеку – к примеру, при большой разнице в степени близорукости между глазами. Во всех этих ситуациях операция способна решить проблему.
— Чаще всего предлагают два вида операции – ФРК и LASIK. Их широко рекламируют. Создаётся ощущение, что они совершенны. Так ли это?
— ФРК и LASIK неплохи, но имеют ряд значительных недостатков. После ФРК на глазу остаётся открытая рана, с обнажёнными нервными окончаниями. Пациент испытывает боль и дискомфорт. При LASIK делается глубокий разрез. Поэтому уменьшается механическая прочность глаза, а при сильной близорукости врачи ограничены толщиной роговицы, и полной коррекции достичь не удаётся. Также известно, что после LASIK возможно снижение контрастного зрения. Это связано с тем, что лоскут роговицы невозможно уложить обратно абсолютно точно. У пациентов возникает ощущение свечения, трудности в сумеречном зрении – при вождении автомобиля и т.д.
— То есть недостатки имеются и у того, и у другого метода? Есть ли способ решения проблемы?
— В идеале нужно работать на поверхности, но не оставлять на роговице открытой раны. Поэтому мы решили разработать третий метод, который удовлетворял бы этим требованиям. С 1999 года мы, вместе с итальянскими офтальмологами, разработали технологию LASEK. По этой методике сдвигается тончайший лоскут эпителия с поверхности глаза и лазером обрабатывается роговица под ним. Новый эпителий под лоскутом нарастает за 24 часа, но, накрывая раневую поверхность, мы избавляем пациента от боли и неприятных ощущений. При этом методе нет ограничений – можно оперировать даже самую высокую близорукость. LASEK – авторская методика, применяемая только в нашем центре.
— А есть ли аналогичные авангардные разработки для лечения дальнозоркости, астигматизма?
— По нашей методике эти болезни вообще можно лечить, не затрагивая собственно оптическую зону глаза, то есть воздействуя парацентрально. По периферии роговицы, мы убираем тонкую полоску – три с половиной миллиметра – и воздействуем лазером по 12 точкам, как на циферблате часов. У этого метода масса плюсов: зрительные функции восстанавливаются быстрее, чем после других операций, а риск осложнений сведен к минимуму. Операции, которые проводятся в нашем центре, позволяют оперировать близорукость до 20 диоптрий, дальнозоркость – до 8, а астигматизм – до 6.
— Это очень высокие степени. Таким людям, видимо, уже не могут помочь в большинстве других центров?
— Скажем так: мне неизвестны другие клиники, которые возьмут такие сложные случаи. Мы помогаем людям, которые даже в очках не могут хорошо видеть. К примеру, когда на одном глазу серьёзная близорукость, а на другом – дальнозоркость, да ещё с астигматизмом, нормально жить и работать несмотря на любые очки или линзы нельзя.
— Дальнозоркость часто начинает развиваться после сорока. Возрастные изменения тоже можно корректировать при помощи этих методик?
— Возрастная дальнозоркость, или пресбиопия, это отдельное состояние, связанное с тем, что эластичность связок хрусталика с возрастом снижается. Это естественный процесс, как морщины, но очки для чтения – всё равно неудобная вещь. В некоторых клиниках берутся оперировать возрастную дальнозоркость, но делают один глаз близоруким, а другой дальнозорким, т.е. один – «для близи», а другой – «для дали».
— Не лучший, видимо, выход из ситуации. — Технологические возможности нашей клиники позволяют не прибегать к такому рискованному методу. Мы можем убрать возрастную дальнозоркость на обоих глазах при любой комбинации нарушений.
— Какие ограничения существуют для операций? — В нашем центре не оперируют пациентов младше 18 лет. До 60 лет мы берём практически всех, относительным противопоказанием может явиться лишь диабет, системные заболевания. Вопрос об операции для больных старше 60 лет решается индивидуально.
— Сколько времени нужно потратить, чтобы избавиться от близорукости?
— Пол-дня. В это время включается полное обследование, которое занимает полтора-два часа. Пациент может оперироваться в тот же день. Операция занимает несколько минут, а лазерное воздействие – несколько секунд.
— Есть ли после операции какие-то ограничения, связанные с физической нагрузкой или образом жизни?
— Их нет. Конечно, сразу после вмешательства мы не рекомендуем заниматься спортом, посещать сауну, но уже через несколько дней даже офтальмолог при осмотре не сможет заметить никаких следов лазерной коррекции.
МедПортал