В политике и вокруг нее умных людей немного. Это естественно, так как политический талант не требует чрезвычайных интеллектуальных способностей. Этот талант ближе к дипломатическому, театральному, торговому. Политикам надо уметь хитро согласовывать противоположные интересы разных групп, уметь убедительно всем врать, вдохновенно играть выигрышную политическую роль, иметь привычки шоу-мена и клоуна, который умело тешит публику, уметь «сделать на 1 гривну и продать за 3». Понятно, что в политике, как повсюду, есть гениальные исключения, могущественные фигуры, выдающиеся личности, и их немного и не о них речь.
Политтехнологи - это те же самые политики-неудачники, которые по разным органическим причинам не смогли сами стать политиками, а потому лишь учат политиков. Поэтому среди них умных людей также немного, это хорошо видно на коварном телевидении, где они ежедневно гарцуют. Показательно, что каждый из них время от времени делает бесшабашные и смешные попытки перейти в статус политиков, тем не менее ничего из этого путного не выходит, если даже политтехнологу удается сесть на парламентскую лаву рядом с сыном, охранником, водителем, любовницей, пресс-секретаршей и конем патрона. Вот и Андрей Окара считает, что «если б не формальности, я бы стал президентом Украины - лет так через десять».
Андрей Окара - популярный и немного странный украино-российский политтехнолог, политолог, комментатор. Во-первых, он москвич, а тусуется в Киеве и пристойно говорит на украинском; во-вторых, имеет эпатажный образ, а его речь удивительно солидная, умная, клиенты - серьезные; в-третьих, он создает впечатление весьма умного для политтехнолога существа; и в конце концов, в-четвертых, он вообще - какой-то особенный.
Закончил юридический факультет Московского государственного университета, аспирантуру Института государства и права Российской Академии наук, защитил диссертацию в Москве, работал доцентом Президентской Академии в Москве, что еще надо? Его мотивы - непонятны: 1) ностальгия по земле предков - Украине? 2) в поисках легкого заработка в «стране дураков»? 3) в поисках статуса «известного украинского политолога» (Во Франции гувернеру не пробиться); 4) украинская любовь; 5) ему просто интересна яркая украинская политическая жизнь; 6) трагикомическое участие в захватывающий игре специальных организаций? 7) может просто несет как кураину по полю? Скорее всего - калейдоскоп указанных мотивов.
Интервью состоялось внезапно, как замечательное киевское приключение: сидим под вечер с другом на Подоле, на Сагайдачного, на веранде «Koffe-House», смакуем кофе, обсуждаем смысл жизни и обедневшую на красоту киевскую улицу, ощущение такое, что столик прямо на тротуаре. Андрей Окара со своим другом сунет по улице прямо на наш стол. Грех было не воспользоваться. Начали, будто было договорено, без лишних объяснений, предисловий и подготовки. Похоже на то, что продолжаем давно начатый разговор. Андрей заговорил и я почти физически ощутил, как вокруг нас, нашего столика засияла интеллектуальная аура, которой насыщенным стало вокруг нас пространство. Непростой человек - Андрей Окара. Не стал бы он президентом никогда. Ум мешает.
- Господин Андрей, какие перспективы внутриполитической ситуации и ситуации с коалицией после последних заявлений «Нашей Украины»?
- О том что они идут в оппозицию? Я думаю что президент в оппозиции и президентская партия в оппозиции - это не Бог весть какая новость. Такое бывает, бывает и хуже. Проблема в перспективах «Нашей Украины» как такой. Эта сила создавалась под Ющенко, под его харизму, под его политическую перспективу. Без Ющенко это Ноев Ковчег, в котором каждой твари по паре, т.е. сама по себе без Ющенко - это как какой-то стержень: откуда-то вынимаешь и вся конструкция рассыпается. Приблизительно так и «Наша Украина». Т.е. там люди настолько разные, что большинство факторов их отталкивает, чем объединяет.
- Благодарю. Что будет с либеральной идеей в Украине?
- Я думаю, и насколько я понимаю социологические опросы и изучение политических и идеологических ценностей в Украине, то либеральная идея как такая, она есть маргинальной для украинского общества.
- Не приживется эта идея?
- Смотря что под ней понимать. Если понимать под ней отсутствие политического государственного патернализма, то как раз и Кучма, и Майдан, точнее не Майдан, а те разочарования, которые были после Майдана, они приучают украинское общество, что власть - это всегда идиоты и подонки, что на власть надеяться никогда нельзя, что надо самим выживать и государство и власть существуют лишь для того, чтобы обманывать, грабить и одурачивать.
- Партия Регионов может перехватить инициативу и овладеть либеральной идеологией, как инструментом?
- Снова таки, смотря о каких составляющих либеральной идеологии речь идет. Вообще, если иметь в виду онтологические предпосылки либерализма, то речь идет о том, что любое общество атомарное, никакой метафизики всеединства не существует и существовать не может. Такая абсолютизация индивидуализма. А если говорить о том наполнении либерализма, что на государство незачем надеяться, что государство вообще - это отстой и бандит, который старается ограбить, то как раз этот уровень либерализма украинскому обществу очень присущий, и я надеюсь, что через неделю в «Зеркале недели» выйдет моя статья о модели хаоса и самоуправляемости, т.е. того, чем занимается синергетика. Т.е. все эти модели самоорганизации - они в украинском обществе присутствуют, присутствуют исторически, и если это называть признаками либерализма, то они очень присущи украинской ментальности, украинской политической культуре, значительно больше, чем скажем русской или немецкой.
- Господин Андрей, общенациональная партия в Украине - возможна?
- Я думаю, теоретически это возможно, но лишь при условии появления надхаризматической личности. Лишь такая личность, как в свое время Богдан Хмельницкий объединил всю Украину за короткое время, но тогда обычно были другие времена и не было такого цивилизационного раскола, который есть сейчас между западной и незападной Украиной. Но если такой человек гипотетически может появиться, то лишь такой человек и партия под этого человека и под такие ценности может с такой задачей справиться. А ценности которые: ценности какой-то не вестернизации, которая раскалывает Украину, даже не языка, даже не культуры, может культуры лишь в другой интерпретации этой темы, а, скажем, не так прошлое может объединить Украину, как будущее.
- Хорошо, - ярко очень. Скажите, эгоизм национальных элит, - как его преодолеть?
- Для этого нужна новая элита. Как говорил товарищ Сталин: «Нет у меня для вас вторых писателей», так и «нет у нас для народа другой элиты». Значит, какие есть варианты элитной ротации: вариант первый - одна элита сменяет другую элиту, но есть много разных вариантов. Один вариант имеет условное название «1937», второй вариант называется «армянский парламент», третий вариант «гонка на катафалках», как при Брежневе: ждать пока все поумирают. Украинской вариант: все ждали от Майдана, что он даст ротацию элиты, но ни одной политической личности не появилось, разве что Влад Каськив, но это смешно. Во время революции на телевидении появились новые интересные лица политологов, комментаторов, продвинутых интеллектуальных людей, но потом они куда-то исчезли. А политические деятели, как были все эти мурла, так и поаставались.
- Тема измены и предательства политического будет продолжаться?
- Эта тема - важная составляющая украинской политической культуры.
- Когда мы разоблачаем предательство политическое, это мы одолеваем свои недостатки или это мы просто занимаемся самоедством?
- Это надо делать. Я думаю сегодня нужно очищение однозначно. Я понимаю законы политической борьбы и политического процесса, но я не понимаю политологов украинских, которые говорят: «А что такого сделал Мороз? Ну, хорошо всех нагрев, бросил - молодец! Политика устроена именно так». Я будто бы знаю, как устроена политика.
- Господин Андрей, вы работаете в Москве и в Киеве, хорошо знаете сейчас модный термин «политическая культура». Чем украинская политическая культура отличается от русской?
- Она отличается от русской, во-первых, представлением о сакральности власти. В России есть представления о том, что власть имеет богоданний характер, верховный правитель является выразителем высшей воли, и в России отсюда происходит также и развитая в Византии концепция ксинфонии - светской и духовной власти, то что называется царь и патриарх. Западные исследователи абсолютно неадекватно толкуют это как цезарепапизм. Это неправда, это сложная и интересная византийская концепция и это абсолютно не то же самое, что и протестантский цезарепапизм. В Украине власть не имеет сакрального источника, поэтому кто угодно, хоть это Ющенко, хоть Кравчук, - это не сакральный верховный правитель, а главнейший олигарх. Т.е. этой харизмы власть не имеет. А то что могло реализоваться в контексте оранжевой революции с Ющенко, оно превратилось на пародию и не реализовалось.
- Понятно. Юля будет президентом?
- Скажем так, будет ли она президентом - это надо спрашивать у Глобы, хотя понятно. Я думаю так: она имеет шанс стать президентом и стать общенациональным лидером. Он не очень большой, но он есть. Или она им воспользуется, или нет, зависит прежде всего от нее самой: способна ли она на колоссальную самоорганизацию и организацию политического пространства вокруг себя. Пока ее поведение - супершоу, экспрессия, очень артистичная и театральная, но с точки зрения стратегического мышления - она пока что не дотягивает, тормозит и не развивается.
- Что скажете о Херсоне: были ли в Херсоне? Какие ассоциации? Как вы себе воображаете наш город?
- Нет. Очень мечтаю побывать. Херсон, Николаев и Одесса - это Новороссия, это греческий проект Екатерины ІІ, это Потемкин и компания, этот город наподобие Полтавы и Чернигова по масштабу, тоже 300, почти 400 тысяч человек. Я недавно был в Запорожской области в Гуляйполе на родине Махно. Я очень мечтал туда попасть и «мечта идиота сбылась».
- Зачем вы это сделали? Ведь Махно был идеолог анархии. А нам надо укреплять украинское государство. Что же выходит: у нас и так бардак и хаос, так давайте еще будем поэтизировать Махно. Тогда все, можно закрывать государство.
- Махно сделал колоссальную вещь. Он показал очень успешный пример самоорганизации на локальном уровне. Махно - это как раз не хаос, не анархия, а это пример самоорганизации системы. С точки зрения синергетики, Махно просто колоссальная фигура.
- Это наш последний шанс? - эта фигура, этот принцип и этот инстинкт?
- Я думаю, что Махно наиболее харизматическая фигура гражданской войны. Махно один из..., если говорить вот в украинской истории сколько мужчин...Вот например 500 гривен - это Сковорода, то 1000 гривен - это Махно. Даже продаются такие гривны со штампом «Гоп, кум, не сокрушайся: у Махно деньги завелись!» Я думаю, что Махно один из украинского пантеона, один из 20-ти, 30-ти...Украинский Че-Гевара. Фигура очень интересная, просто чрезвычайная и очень такая мощная, очень популярная, действительно как украинский Че-Гевара.
- Господин Андрей, а вы кто такой (извините)?
- Я не знаю...сейчас думаю кто я такой...Я считаю себя «странствующим философом». А официально я работаю сейчас в институте Игрунова, это известный российский правозащитник. Раньше я работал в Рагсе (Российская Академия Государственной Службы при Президент Российской Федерации).
- Благодарю, господин Андрей.
- У меня есть мечта побывать в Миколаеве и в Херсоне. И насколько я понимаю, в самый раз эта махновская тема, она для Херсона очень актуальна и как раз там все близко. Видел по телевидению Голую Пристань и там какой-то арбузный праздник...Очень люблю херсонские арбузы!
- Знаете, даже сайт есть Арткавун - это бренд Херсонщины.
- Никогда не было возможности попасть в Херсон...Что-то хотел вспомнить такое о Херсоне...Раньше друзья моих родителей и мои родители в конце 80-х хотели купить дома в Больших или Малых Лепетихах...такие себе - на лето, но мы так туда и не доехали!
- Благодарю за интервью.
intellect.org.ua