Бывший министр иностранных дел Грузии Саломе Зурабишвили говорит о тотальном российском эмбарго и настаивает на проведении более осмотрительной политики.
- Чья вина в этой беспрецедентной эскалации напряженности между Россией и Грузией?
- Сложно сказать. Чтобы танцевать вальс, всегда нужны два партнера. Но мне кажется, и в этом нет ничего нового, что к этой ситуации привела неспособность России строить нормальные отношения со своими соседями и признать их независимость. Однако одновременно грузинскому правительству следовало бы научиться дозировать свою реакцию и не увлекаться риторическими выпадами.
- Шпионское дело – если в случае четырех офицеров речь все-таки шла о шпионаже – обычно урегулируется государствами без привлечения общественности...
- Я целиком и полностью за арест и высылку шпионов, но для этого нет необходимости в какой-либо театральности. Грузия должна проводить более осмотрительную политику, руководствуясь при этом внешнеполитическими интересами страны. То, что мы имеем, это чисто декларативная политика, которая ни к чему не ведет. Возьмем для примера энергоснабжение Грузии: все говорят о стремлении к энергетической независимости от России, но никаких подвижек не наблюдается.
- Что вы ожидаете от ЕС, чтобы покончить с российским эмбарго?
- Я уже давно говорю, что присутствие Европейского союза в регионе должно быть более ощутимым. Представители европейской тройки прибыли в Тбилиси всего за несколько дней до местных выборов. Это вызывает сожаление. До тех пор пока в Грузии нет полной демократии, а в России нет вообще никакой, один конфликт будет сменяться другим. ЕС не разрешит наши конфликты с Россией, но, если он активнее поддержит демократизацию обеих стран, это будет способствовать установлению более стабильных и более мирных отношений между Грузией и Россией.
- Когда в 2005 году вы неожиданно были отправлены в отставку с поста министра иностранных дел, на улицах Тбилиси состоялись многотысячные митинги солидарности. Сейчас ваша партия на своих первых местных выборах собрала всего лишь 3% голосов. Как вы это объясните?
- Три процента – это те люди, которых я тогда собрала, примерно 15 тысяч человек. Результат выборов неудивителен. Ведь за последние недели мы насмотрелись на то, как правительство использует все административные ресурсы, чтобы поддержать свою партию. Оппозиционные партии находятся в совершенно другом положении, особенно моя совсем молодая партия "Путь Грузии". 21 августа мы зарегистрировали партию, а 27 августа президент подписал указ о переносе местных выборов на 5 октября. У нас было слишком мало времени, слишком мало средств, и нам противостояли средства массовой информации, которые в настоящее время находятся под контролем правительства.
- Останетесь ли вы в грузинской политике?
- Безусловно. Это начало, достойное начало для партии, которая была основана только что. И я вижу своей задачей продвижение демократии в этом регионе, который так важен для Европы.
Маркус Бернат
Inopressa