Глава представительства Коммерцбанка в Украине Олаф Летцель рассказал, что структуры Коммерцбанка будут инвестировать в украинскую недвижимость.
- Будут ли проводить работу на украинском рынке дочерние структуры банка - фонды недвижимости, инвестиционные фонды?
- У нас таких фондов нет. У нас есть дочерняя структура. Мы в начале года приобрели Европейский Ипотечный Банк. Благодаря этому приобретению, Коммерцбанк стал вторым среди частных банков Германии. Европейский Ипотечный Банк сейчас рассматривает различные проекты в области недвижимости в регионе СНГ. Они только что открыли представительство в Москве и заявили о том, что весь этот регион, включая, конечно, Украину, для них очень интересен. Уже велись переговоры с рядом украинских банков, которые обслуживают проекты в области недвижимости. Европейский Ипотечный Банк, который теперь входит в структуру Коммерцбанка, однозначно высказался в пользу этих проектов и заинтересован в их обслуживании.
- Собирается ли Коммерцбанк вообще покупать банк в Украине?
- Мы этот вопрос рассматривали. И наш председатель, господин Клаус-Петер Мюллер ранее говорил, что банки в Украине сейчас слишком дорогие. Цена шести капиталов и более - это очень много. У Коммерцбанка на данном этапе есть более выгодные возможности вложений в регион СНГ. Так, в конце августа этого года Коммерцбанк заявил (и в октябре прибрел) 15%-ную долю в российском Промсвязбанке. Тем не менее, продолжаем наблюдать и за украинским рынком.
- Какие сейчас у банка кредитные проекты в Украине?
- Коммерцбанк занимается обслуживанием внешней торговли между Украиной и другими странами, и прежде всего с Германией. В этом сегменте Коммерцбанк занимает около 22% рынка. Мы сотрудничаем с рядом украинских банков в этой области. С некоторыми банками заключены рамочные соглашения по поводу финансирования долгосрочных импортных сделок из Германии и из других стран.
- А какие это банки?
- Первым банком с частным капиталом, который был признан ГЕРМЕСом (немецкое государственное агентство по страхованию экспорта), был банк «Надра». Сейчас рамочные соглашения заключены с рядом украинских банков. Среди них ПриватБанк, УкрСиббанк, банк «Аваль», Проминвестбанк и Укрэксимбанк.
- Работает ли сейчас банк с финансово-промышленными группами в Украине?
- Конечно. Этим направлением занимаются специальные подразделения Коммерцбанка. Это отдел структурированного и экспортного финансирования, у них подписан ряд соглашений по поводу финансирования украинских предприятий.
- Принимал ли Коммерцбанк участие в размещении или покупке еврооблигаций, которые выпускало украинское правительство?
- Коммерцбанк был организатором еврооблигаций Украины с 1998 года. Это было первое внешнее заимствование независимой Украины, и Коммерцбанк был организатором этого выпуска. Еврооблигаций было выпущено на миллиард марок, эта сумма в последствии была повышена из-за высокого спроса до 1 млрд. 500 млн. марок. В 2000 году этот внешний заем был реструктуризирован, и Коммерцбанк принимал участие в этой реструктуризации.
- Что Вы будете менять в своей политике после прихода к власти Януковича?
- Мы делаем бизнес независимо от политического настроения в стране. Несмотря на неясность в политике в течение многих месяцев этого и прошлого года, на бизнес эта неясность не повлияла. Тот бизнес-сегмент, который мы обслуживаем (внешняя торговля, экспортно-импортные операции), наоборот, развивался очень хорошо.
- То есть после прихода к власти Януковича условия работы улучшились?
- Я не хочу говорить, улучшились условия работы или нет, на это влияют разные факторы, но могу точно сказать, что эти операции по нашему наблюдению находятся вне влияния политических настроений.
- Будет ли принимать банк участие в синдицированных кредитах до конца года?
- Мы принимаем участие в синдицированных кредитах и конкретно являемся организаторами синдицированных кредитов для разных украинских банков. Это, в частности, Укрэксимбанк, УкрСиббанк, банк «Аваль», Кредитпромбанк, ПриватБанк и банк «Надра», которые только что опубликовали это, Укрсоцбанк, ТАС-Комерцбанк.
– Встречались Вы с кем-то из украинских олигархов по вопросам развития банка?
- Я бы лучше их назвал крупными украинскими бизнесменами, так как слово «олигарх» у многих вызывает однозначно негативные эмоции. Я лично - не встречался. А представители структурных подразделений банка встречались.
- А с кем?
- Сейчас будет некорректно об этом рассказывать.
- Какие формы торгового финансирования предлагает на сегодняшний день Коммерцбанк украинским клиентам?
- Это традиционные формы в краткосрочной сфере, это финансирование через такие продукты, как аккредитивы и гарантии - классическая форма обслуживания внешнеторговых операций. В долгосрочной области - это долгосрочные кредиты под страховку экспортно-кредитных агентств. В Германии это экспортно-кредитное агентство, которое называется Euler-HERMES, в Италии - SACE, в США - US-Eximbank. Вот через эти и другие экспортно-кредитные агентства мы финансируем импортные сделки для украинских предприятий и банков. Один из ярких примеров - это прямое финансирование украинского предприятия «Мироновский хлебопродукт», которое, в частности, владеет торговой маркой «Наша Ряба». Для этого предприятия мы установили лимит у «Гермеса» и у датского экспортно-кредитного агентства (ЕKF) в размере 25 млн. евро. В рамках этого лимита «Мироновский хлебопродукт» покупает оборудование и в Германии, и в Дании для развития своего производства. Другие предприятия, которые не имеют международной отчетности, тоже обслуживаются по этой схеме, но через украинские банки. То есть оборудование также идет этому предприятию, но финансирование идет украинскому банку, что немножко удорожает финансирование, потому что банк берет свою маржу.
- Могут ли украинские клиенты брать кредиты у банка непосредственно в Германии?
- Что касается юридических лиц, то пример приведен выше. А что касается физических лиц, то теоретически эта возможность есть. Но банк, как финансовая структура, должен оценивать риски, которые с этим связаны. Поэтому банк должен «просвечивать» заемщика от и до. То есть очевидно, что немецкому банку, находящемуся в Германии, будет не очень легко оценить физическое лицо, которое находится в Украине.
Газета «Дело»