Первый президент Украины Леонид Кравчук опасается кризиса власти и предлагает Виктору Ющенко чаще советоваться с предшественниками.
- Как бы Вы оценили нынешнюю политическую ситуацию, связанную с возможным переходом «Нашей Украины» в оппозицию?
- Ситуация очень сложная. Не просто кризисная, а опасная. Потому что единой исполнительной власти нет. Сегодня есть две ветви исполнительной власти, одна - премьерская, другая - президентская. Взять президента, его министров, кандидатуры которых он подавал на утверждение, подписывал все указы о назначении губернаторов, т.е. это исполнительная власть, не парламентская. Янукович имеет свою долю власти, более широкую, более, я бы сказал, экономически сильную. Однако двух ветвей исполнительной власти быть не должно. Надо что-то делать в том плане, чтобы строить единую исполнительную власть. Вторая проблема касается оппозиции. Ну какая может быть оппозиция из «Нашей Украины»? Власти к власти? Если «Наша Украина» пойдет в политику противодействия, а с ней и Ющенко, тогда это будет означать, что одна часть власти находится в оппозиции к другой, т.е. произойдет борьба внутри власти. За этой борьбой могут последовать серьезные последствия. Поэтому я и предлагаю, чтобы Ющенко публично вышел из почетного президентства, отказался от партийности. В данном случае другого выхода нет. Или стал президентом, которого интересует вся Украина, и, если речь идет о подписании каких-то документов, указов, законов, то не надо руководствоваться оппозиционными настроениями, стоит учитывать интересы страны. Для этого и нужно сделать такой шаг. Другого выхода для Виктора Андреевича я не нахожу. Или идти уже во власть. А «Наша Украина» заявила, что она вышла из власти и отозвала своих министров. В отношении Юлии Тимошенко - вот это реальная оппозиция. Та власть, которая в парламенте, это не исполнительная власть. А если БЮТ объединится с «Нашей Украиной», получится так: одна часть оппозиции у власти, другая - не у власти, и вместе они образуют единую позицию. Но она не может быть единой. Так что кризис политический налицо, причем глубокий и опасный политический кризис.
- Что нужно делать Виктору Ющенко, чтобы удержать влияние и власть?
- Если Ющенко откажется от партийности, тогда у него появится репутация человека, который осознал ситуацию. Народ поймет. Конечно, я тоже понимаю Виктора Андреевича. Потерять политическую силу, с которой он шел на выборы, которая привела его практически к президентским выборам, несерьезно. Тем более нужно думать о втором сроке президентства. Надо иметь политическую силу. И сегодня решается вопрос - как быть Украине? Не как быть Ющенко или Януковичу, а как быть Украине. Каковы перспективы развития страны, социальные, экономические, другие проблемы. О чем мы говорим уже два месяца, о тарифах? Но мы не говорим о коренных вопросах, программных. До сих пор нет реальной программы правительства, которую бы рассматривал парламент, нет утвержденных основ внешней и внутренней политики, не подготовлены законы и не внесена ясность во внешнеполитический курс, отношения с соседями и т.д. Я уже не говорю об энергетической проблеме. Тысячи проблем, которые в общем-то и порождают такие высокие тарифы и цены.
- Как Вы оцениваете бюджетную политику нового правительства? Насколько рационально сокращение социальных программ для инвестирования средств в развитие украинского бизнеса?
- Вот давайте просто приведем элементарный пример. У нас буханка хлеба. И надо накормить тысячу человек. Ну, Христос сумел с этим справиться. Власть не может. То есть если грубо говорить о социальных проблемах, о социальном направлении бюджета, он должен основываться на экономических достижениях. Все остальное - это инфляция, популизм и проедание возможностей жить дальше лучше. Людям надо объяснить - сегодня можно получить больше, но завтра будет меньше. Если мы не создадим условия для инвестирования, для широких инновационных процессов, для привлечения иностранных инвесторов, внутренних инвесторов и инвесторов из стран СНГ, если мы не примем соответствующие законы, то шансов жить лучше не будет. У нас условий не создают, у нас все время идет борьба. Каждый считает свою идею более правильной. Но и та, и другая линии не показывают результатов. Ведь правильна лишь та, которая приносит успех.
- Каковы перспективы досрочных выборов парламента?
- Когда я слышу и премьера, и президента, и спикера парламента - они пытаются найти общий язык. Я думаю, что интересы страны, народа будут для них выше, чем политические амбиции. И вселяет надежду то, что они найдут какие-то формулы взаимодействия, необязательно в рамках широкой коалиции. Могут быть и другие формулы.
- Как Вы оцениваете авторитарный стиль правления со стороны Виктора Януковича в ситуации с губернаторами?
- Наоборот, он действует очень толерантно, обоснованно. Приглашал даже президента прийти на заседание правительства, послушать экономический анализ в этих областях. Янукович не руководствовался в данном случае какими-то политическими мотивами, он вынес это на правительство, обратился к президенту. Вот если бы, скажем, Янукович принял какое-то решение самостоятельно, тогда я мог бы говорить об авторитарности. В данном случае все решается на демократических основах, и никакой авторитарности здесь нет, это я могу подтвердить.
- Вы говорили, что встречались с Виктором Ющенко и с Леонидом Кучмой по отдельности, но еще ни разу не встречались в формате трех. Что же мешает этой встрече состояться?
- Я не мешаю. Думаю, что здесь должен проявить инициативу действующий президент. Это единственная возможность. То есть даже, если бы я захотел, то у меня на сегодняшний день нет столько полномочий. Ющенко при власти. Если бы он пожелал встретиться с нами и послушать то, как мы оцениваем ситуацию, я думаю, такая встреча состоялась бы.
Газета «Дело»