Российский газовый монополист «Газпром» заявил, что будет разрабатывать крупнейшее в мире шельфовое газовое месторождение - Штокманское, в одиночку.
Этим Россия нанесла серьезный удар сразу нескольким крупнейшим нефтегазовым компаниям мира, которые надеялись стать участниками консорциума.
О решении «Газпрома» объявил глава компании Алексей Миллер.
Все годы, пока шли переговоры по поводу освоения шельфа, «Газпром» заявлял, что выберет двух из пяти участников тендера на участие в штокманском проекте.
Поэтому ни у кого не было сомнений, что в этом «конкурсе красоты», который в течение нескольких лет занимал центральную сцену мирового энергетического рынка, будут проигравшие.
Но больше всего в этой ситуации пострадали американцы, и не только потому, что Chevron и ConocoPhillips не смогут участвовать в проекте стоимостью 20 млрд. долларов.
Помимо этого, Газпром заявил об отказе от поставок газа, добытого на месторождении, в США, на что там очень надеялись.
Ожидалось, что сжиженный газ будет перевозиться на американский континент из Мурманска - единственного крупного незамерзающего порта на севере России.
Обиженная Норвегия
Однако самая жесткая реакция ожидается от Норвегии, чья граница располагается всего в четырех часах езды от Мурманска.
Лишь месяц назад представители норвежской Hydro заявили Би-би-си о своей уверенности в том, что именно их компания будет избрана Газпромом в качестве партнера.
По их словам, россияне были крайне заинтересованы в технологиях, использованных при строительстве Лангелед - самого протяженного подводного трубопровода в мире (1200 км), по которому нефть перекачивается из Норвегии в Великобританию.
Тем временем, другая норвежская компания - Statoil, также надеялась, что выбор падет на нее, так как она единственная обладает опытом разработки месторождений в Баренцовом море.
Не столь сильное разочарование постигло французскую компанию Total, хотя в последние недели ее шансы также расценивались как высокие, в связи с желанием России увеличить свой пакет в европейском аэрокосмическом консорциуме EADS, где Франция играет одну из решающих ролей.
Разговоры о сотрудничестве с Европой также шли в связи с заявлением президента Владимира Путина об отказе от строительства завода по сжижению газа возле Мурманска. Теперь вместо это предлагается построить трубопровод через Карелию к Балтийскому морю, который бы присоединялся к будущему российско-германо-голландскому Северо-европейскому трубопроводу.
Что говорят экологи
Вероятность прокладки гигантского трубопровода через Кольский полуостров в Карелию довольна высока, как и участие в этом проекте немецкой компании E.ON Ruhrgas, одного из ключевых партнеров «Газпрома».
Строительство трубопровода поддерживают 94% жителей Мурманской области, причем, как ни удивительно, экологи тоже «за».
В международной экологической организации Bellona Би-би-си заявили, что проект вызовет нарекания только, если негативно скажется на реках, где нерестится лосось.
У организации также нет возражений против подводного трубопровода длиной в 555 километров, который соединит Штокманское месторождение с Кольским полуостровом.
Но в отличие от Мурманска, международная реакция была крайне негативной.
«Это решение не будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России», - заявил Питер Вестин, главный экономист российского банка МДМ.
Решение по Штокману было принято вскоре после того, как российские власти пригрозили отобрать лицензию у иностранных компаний, разрабатывающих проект «Сахалин-2».
«По общему мнению, политика все больше и больше вмешивается в подобные сделки», - говорит Стивен О'Салливан, возглавляющий аналитический отдел Deutche Bank в России.
Торг с США?
По мнению многих, Путин использовал штокманский проект, чтобы выбить как можно больше уступок у западных партнеров, в частности по вопросу о вступлении России в ВТО.
«Россия потеряла терпение в переговорах с США», - считает Крис Уифер из Альфа-банка.
«Это также может означать, надежды на вступление России в ВТО также мертвы», - добавил он.
Но пусть решение «Газпрома» привело весь мир в отчаяние, в Мурманске на это смотрят совсем иначе.
Здесь многие поддерживают желание президента Путина не делится с миром природными богатствами своей страны.
По материалам «ВВС»
Деловое издание E-NEWS