Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, 59 лет, говорит, что СДПУ(о) является сейчас виртуальной партией, а премьер-министр стал самостоятельным политическим игроком.
Насколько логическим со стороны Ющенко было бы назначение Юлии Тимошенко секретарем Совета национальной безопасности и обороны?
— В политике действуют не логически, а согласно интересами. И если Ющенко будет действовать именно так, то в любом случае Юлию Владимировну не назначит. В августе он сам пришел к мнению, что нужно не распускать парламент, а внести кандидатуру Виктора Януковича на утверждение его премьером. И сейчас президент заинтересован в том, чтобы этот шаг был оправданным в глазах общества. А это означает политический компромисс, экономический рост, благополучие, реформы, отсутствие трений между востоком и западом. В интересах Ющенко выглядеть человеком, который объединяет страну. Он не должен быть заинтересованным в войне. А Юлия Тимошенко — это война. Сначала против Януковича, потом против любого, кто будет ее ограничивать. Против президента в том числе.
Потому ее назначение будет значить, что Ющенко признает ошибочность своего августовского решения. Что он все проиграл и теперь ему нужно идти вместе с человеком, которого он никоим образом не воспринимает как партнера.
Разве само поведение Виктора Януковича и Партии регионов не свидетельствует об ошибочности решения Ющенко?
— Некоторые действия Янковича можно критиковать, но говорить об ошибке Ющенко оснований нет. Очевидно, что если бы вот сейчас состоялись повторные парламентские выборы, то Партия регионов получила бы даже большую поддержку, чем на мартовских. Весьма возможно, что им хватило бы голосов на коалицию лишь с коммунистами.
Но я также не вижу, что такого страшного сделал Янукович относительно Ющенко. В вопросе визирования президентских указов это действительно выглядело конфронтационным шагом, но формально Янукович был прав. Никоим образом не нарушил он универсал относительно НАТО — просто соответствующий пункт сформулирован так, что каждая из сторон может трактовать его по-своему. Сожалел, что не имеет 300 голосов в парламенте для предоставления русскому языку статуса государственного — но универсал не запрещает сожалеть!
Сегодня действительно есть напряжение, но подогревается оно больше командой Ющенко. Взять то же НАТО. ”Регионалы” имеют свою точку зрения, а Ющенко хочет быстрой интеграции. Компромиссом было бы взять и отложить этот вопрос, не прекращая сотрудничества с альянсом. Но Ющенко все время говорит: вы должны реализовывать мою программу. Хотя во время президентских выборов 2004 года он о НАТО не вспоминал вообще.
Какие перспективы создания широкой коалиции на фоне этого противостояния?
— Сегодня похоже на то, что ее не будет. Хотя особых проблем для создания коалиции нет. Стороны уже все прошли, есть протокол разногласий. Говорят: ”Это лидеры будут решать”. Глупости. Лидеры тоже не смогут договориться, они останутся на своих позициях. Нужно идти на компромисс. Создать коалицию, а относительно несогласованных вопросов дать каждой партии право свободного голосования. Конечно, это не очень хорошо. Но разве для ”Нашей Украины” лучше конкурировать с Тимошенко в оппозиции, потерять рычаги влияния, министров?
Почему именно такой достаточно теоретический вопрос, как членство в НАТО, стал одной из главных преград?
— В действительности же, конфликт позиций относительно НАТО достаточно виртуален. У ”Регионов” вообще нет идеологического невосприятия альянса. Их позиция продиктована другим: если ускоренно идти в НАТО, то будут экономические проблемы с Россией. А пока еще мы не покупаем газ по мировым ценам — выиграть время, достичь экономического роста, провести реформы. Вот когда наши предприятия смогут рентабельно работать на газе за 230 долларов за тысячу кубометров — тогда и поговорим о НАТО.
Если бы Янукович действительно хотел закрыть тему вступления в альянс, то делал бы очень просто. Согласился бы на подписание Плана по приобретению членства в НАТО, но в то же время добился бы референдума. И все — тема была бы похоронена. Он этого не делает, потому что понимает: если перспектива вступления Украины в НАТО исчезнет, то его позиции на переговорах с Россией будут чрезвычайно слабыми. А он маневрирует. Потому что возможность вступления в альянс — это козырь Украины в отношениях с россиянами.
Насколько веско на внешнюю политику Януковича будет влиять потребность большого бизнеса в как можно более дешевом российском газе?
— Говорят, что попытка добиться от России более низких цен на газ — это якобы в интересах олигархов. Но выиграет от этого каждый. И не только потому, что мы потребляем газ у себя дома. Если резко вырастут цены и рухнут химическая и металлургическая промышленность, исчезнут сотни тысяч рабочих мест, резко уменьшатся поступления в бюджет. Поэтому в этом случае интересы большого бизнеса совпадают с интересами людей.
Да и нельзя сейчас говорить, что Янукович исполняет роль представителя донецкой олигархической группы. Видно, что он уже чувствует себя самостоятельным политическим игроком. Взять хотя бы эти трения с президентом — зачем это нужно было бы олигархам? Янукович стал влиятельным. С ним уже вынужден считаться не только Порошенко, но также и Ахметов.
Социал-демократическая партия (объединенная) еще существует?
— Существует в каком-то виртуальном пространстве. После выборов прошло уже полгода, могли хотя бы съезд провести. Потому говорить о СДПУ(о) как о реальности очень тяжело. Очевидно, лидеры партии до сих пор не определились с ее будущим.
В том числе и Виктор Медведчук?
— Да.
Говорят, Тимошенко не прочь перебрать привлекательную социал-демократическую марку?
— Марка действительно привлекательна. В целом, под социал-демократическими знаменами в различных странах работают политические силы разного направления — и левые, и правые. Может возглавить социал-демократию и Юлия Владимировна. Но тогда там будет больше Тимошенко, чем социал-демократии.
Анатолий Марциновский
Газета по-українськи