В городе Нанджин в Восточном Китае полицейские создали базу данных запахов на преступников. Сейчас в каталог попали запахи 500 преступников. За время существования "база запахов" уже помогла раскрыть 23 преступления. Теперь современного человека можно найти по отпечаткам пальцев, ДНК, слепку зубов, форме ушей, фотографии, снимку сетчатки глаза и запаху.
Китайская полиция создала новую криминологическую базу данных. В нее будут попадать запахи преступников, сообщает китайское агентство Xinhua. Сонг Женчуа, исследователь-криминолог и создатель "банка-запахов" заявил, что теперь полиция будет привозить образцы запахи с мест особо тяжких преступлений.
Храниться запахи будут при температуре –18 градусов по Цельсию. "Это позволит образцам сохранять "свежесть" по крайней мере три года", - говорит Сонг Женчуа. Сличая запахи с образцами подозреваемых, хранящимися в базе данных, полиция сможет быстро находить преступников.
По словам полиции, сличать образцы с запахами преступников будут собаки. Чтобы избежать ошибки, конечное решение будет выноситься только в том случае, если три разных собаки признают запахи одинаковыми.
Однако, если для китайского правосудия, "показаний" животных может быть достаточно, то в судебной системе западных стран собачий нос вряд ли может быть использован в качестве свидетельства. Поэтому, если европейские или американские криминологи соберутся взять опыт китайских коллег на вооружение, им придется использовать более точные методы.
Устройства, которые могут решить эту проблему, уже существуют. Например, в NASA уже разрабатывают специальный "электронный нос". В американском космическом агентстве его будут использовать для оперативного определения повышенной концентрации вредных веществ в воздухе космических кораблей. В криминологии это устройство вполне может быть взято на вооружение.
За долгую историю своего существования криминология выработала сразу несколько систем идентификации человека. Во второй половине 19 века, когда фотография стала общедоступной, самым распространенным стал метод Бертильона. Система идентификации по фотографии лица, созданная Альфонсом Бертильоном, стала настоящим прорывом.
Бертильон классифицировал характерные черты лица человека и присвоил разным типам носов, ушей, ртов, подбородков и лбов разные названия. Таким образом, полицейские смогли получать словесные характеристики преступников. В то же время зародилась самая эффективная, работающая до сих пор система идентификации человека – по отпечаткам пальцев. В начале 20 века были созданы стандартные схемы описания отпечатков, что позволило дополнить фотографические базы данных новой более точной информацией.
В XX веке криминология, получившая в свое распоряжение всю мощь научно-технологического прогресса, развивалась семимильными шагами. И теперь идентифицировать преступника можно не только визуально или по отпечаткам пальцев, но и по слепку зубов, форме уха, ДНК, сетчатке глаза и другим более сложным параметрам.
Однако во всех этих методах есть один существенный изъян. В любом случае для идентификации требуется некий предмет – стакан с отпечатками пальцев или губ, образцы волос или капелька крови, фотография или видеозапись. Идеальный преступник может не оставить ни одной такой улики.
Но изменить или скрыть свой запах человек не может. Нос собаки или чувствительный электронный детектор без труда выделит индивидуальный аромат, даже если преступник попробует заглушить его более сильным посторонним запахом. Таким образом, запах является почти идеальным хотя и весьма недолговечным следом.
Аналогичный банк запахов преступников в России был создан в МВД в начале 2004 года. На месте преступления при расследовании всегда работает кинолог с собакой. Если обнаруживается вещь, принадлежавшая предполагаемому преступнику, она помещается в этот банк. Это может быть часть одежды, носовой платок, пуговица, которую носил на себе разыскиваемый.
Изъятый предмет помещается в герметичную камеру со специальным раствором, где постоянно поддерживается низкая температура. Таким образом, улику можно хранить до двух лет. Вместе с тем, специалисты ЭКЦ ведут научные разработки по увеличению сроков хранения таких улик.
На сегодняшний день специалисты Экспертно-криминалистического центра ежегодно проводят около 1,2 млн экспертиз и участвуют в осмотре 1,3 млн мест происшествий. В центре могут проводиться физико-технические, биологические, компьютерные, бухгалтерские и судебно-экономические экспертизы, а также взрыво-технические и пожаро-технические исследования.
Изъятый предмет помещается в герметичную камеру со специальным раствором, где постоянно поддерживается низкая температура.
Специалисты Центра постоянно обмениваются опытом с коллегами из зарубежных стран. Так, за последние годы по каналам ФБР 30 человек выезжали в Америку, по другим каналам другие страны посетили около 70 человек.
На сегодняшний день численность сотрудников ЭКЦ составляет 14 тыс. человек, однако, по словам Мартынова, для того, чтобы осматривать все места происшествий и в полном объеме проводить необходимые исследования, численность экспертных подразделений МВД необходимо увеличить на 10 тыс. человек. Специалисты Центра принимают участие в исследовании 80% от всех совершенных уголовных преступлений.
NEWSru.com