МИД КНР выразил официальный протест в связи с заявлениями Берлускони на митинге в Неаполе. Выступая против коммунистов, итальянский премьер не придумал ничего лучшего, чем напомнить с "Черной книгой коммунизма" (справочник о преступлениях коммунистических режимов, подготовленный группой французских, польских и чешских историков. Впервые издан во Франции в 1997 г. – Прим. ред.) в руках о том, что во времена Мао коммунисты не только ели детей, но и варили их, чтобы удобрять поля. Он повторил это высказывание и после выступления в программе Ballarò (популярное ток-шоу на телеканале RAI TRE. – Прим. ред.): "Никаких шагов назад, это не мы их варили".
Это стало очередной грубой ошибкой, спровоцировавшей дипломатический кризис и обострившей предвыборную полемику. Романо Проди озабоченно иронизирует, Кальдероли (Роберто Кальдероли, бывший министр по делам реформ в правительстве Берлускони. – Прим. ред.) и Муссолини (Алессандра Муссолини, внучка диктатора, лидер правой популистской партии "Социальная альтернатива", с которой Берлускони и его "Дом свобод" вступили в предвыборный альянс. – Прим. ред.) резко критикуют, "Союз" (левоцентристская коалиция Романо Проди. – Прим. ред.) смеется над премьером, вице-премьер Тремонти (Джулио Тремонти, одновременно министр экономики. – Прим. ред.) рассматривает этот эпизод с экономической точки зрения: "Китайцы едят нас живьем, мы должны установить пошлины и квоты".
"Мы недовольны этими высказываниями, которые полностью лишены оснований", – уведомляет с известной осторожностью пекинское внешнеполитическое ведомство, которое, однако же, не упускает возможности преподать урок итальянскому премьеру: "Слова и поведение итальянских лидеров должны были бы способствовать стабильности и развитию двусторонних отношений между Италией и Китаем". Более жесткой была реакция китайского посольства, выразившего в ноте "сильное негодование" в связи с "необоснованными заявлениями премьера Берлускони". Этот неприятный кризис разразился всего за несколько недель до провозглашения Года Италии в Китае, призванного способствовать развитию отношений между двумя странами. Не случайно МИД Италии пытается минимизировать допущенные премьером ошибки. Отмечая, что фраза "относится к эпизодам, имевшим место в прошлом, как правильно напомнил председатель Совета министров", итальянский МИД подчеркивает "явное отсутствие оскорбительных намерений в отношении Китайской Народной Республики", с которой Италия поддерживает прочное сотрудничество.
"Но вы отдаете себе отчет, какой имидж обретает страна, премьер которой говорит подобные вещи?" – комментирует Проди на митинге в Формиа. И добавляет: "Это оскорбление народа, численность которого составляет 1 млрд 300 млн человек. И если половина и позабудет о нем, то оставшиеся 650 миллионов будут помнить. Мы дискредитированы за рубежом и внутри страны". "Хорошо, что до завершения предвыборной кампании остается всего 10 дней, иначе мы окажемся в состоянии войны со всем человечеством", – вторит ему из Неаполя Массимо Д\'Алема (бывший премьер-министр. – Прим. ред.) и напоминает о "расистском жесте" министра Кальдероли, оскорбившем весь исламский мир (Кальдероли демонстративно носил футболку с карикатурами на пророка Мухаммеда, после чего был вынужден уйти в отставку под давлением общественности, оппозиции и даже соратников. – Прим. ред.), о войне, объявленной министром Голландии (недавно министр по связям с парламентом Карло Джованарди сравнил голландское законодательство в области эвтаназии с нацистским правом, чем вызвал дипломатический скандал. – Прим. ред.), о том, что все тот же Берлускони ополчился на Францию.
Но некоторые политики встали на сторону премьера. Так, министр Кальдероли заявил: "Если Берлускони и ошибся, то случайно, потому что в прошлом во времена коммунистических режимов, в частности в Китае, в период голода детей действительно ели". Алессандра Муссолини идет еще дальше: "Министр иностранных дел Китая должен объяснить миру, что такое "лаогаи", концентрационные лагеря, в которых, по некоторым оценкам, содержались от 4 до 6 млн китайцев".
Лишь Тремонти сменил пластинку, отметив, что "они нас едят живьем, товары, поступающие из Китая, проходят по китайским пошлинам, а те, что приходят из Европы, – нет". Он предлагает ввести в Италии пошлины и квоты "на многие годы, пока мы не изменимся с промышленной точки зрения".
InoPressa.ru