Известные личности зачастую довольно быстро обрастают мифами, теряя свой изначальный образ. И вполне возможно, что через пару лет киевляне уже забудут, кого они на самом деле избрали мэром. Поэтому хотим им кое-что напомнить.
«Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».
(Н. Гоголь, «Мертвые души», 2-й том)
Для освежения памяти мы решили републиковать свою же слегка переработанную статью, посвященную тогда еще кандидату в президенты Украины, а ныне новоявленному мэру Киева Леониду Михайловичу Черновецкому.
Впервые «Обком» писал о Черновецком осенью 2003 года, когда тот сбил «мерсом» мальчонку и заявил о формировании в Киевгосадминистрации института муниципальных шахидов, готовых во имя Александра Омельченко и блеска киевских каштанов бросаться под колеса машин политических противников мэра. Причем пресс-служба этого выдающегося автомобилиста абсолютно случайно признала, что предыдущее убийство пешехода машиной АКБ «Правэкс-банк», от которого почетный президент банка Черновецкий яростно открещивался, все-таки было непосредственно связано с его семьей.
Вернуться к теме Черновецкого пришлось, когда банкир пафосно пообещал нанести визит в камеру к своему коллеге Фельдману и поискать: а не было ли в скандальнейшем беспредельном судебном процессе каких-нибудь мелких нарушений, которые могут возмутить г-на Черновецкого как «банкира и юриста»? После соответствующей публикации «Обкома», в которой «героизм» и «быстрота» реакции Черновецкого на завершившийся несколько лет назад «процесс века» получили должную оценку, в редакцию поступило от Леонида Михайловича замечательное письмецо с признанием в любви и заверением, что «очень талантливого» автора статьи «изнасиловали непатриоты». Развеселила нас и фраза, что мы «в основном, по-своему объективны». Видимо, Леонид Михайлович знает тонкое различие между субъективизмом и объективности «по-своему». Разумеется, не обошлось и без фирменного упоминания всуе имени Божьего. Но о специфике взаимоотношений Леонида Михайловича с Господом чуть ниже, а пока – о более низменных аспектах.
Так вот, общение Черновецкого и его свиты с журналистами – тема отдельной песни. Студенты и преподаватели Института журналистики КНУ им. Шевченко до сих пор помнят незабываемую встречу с владельцем банка «Правэкс», по чьим карточкам они получают стипендии и зарплаты. После предложения Черновецкого «сотрудничать» и непродолжительной дискуссии Леонида Михайловича с одним студентом о том, за сколько этого будущего журналиста можно купить, слово взяла пресс-секретарь банкира. И с пафосом объяснила доброй сотне студентов и профессуры, что собравшиеся в зале представители престижного столичного вуза – «отморозки», а они с Леонидом Михайловичем надеялись на совсем другое. «Отморозки» покинули зал немедля, оставив Черновецкого и его пресс-секретаря сотрудничать с директором института и пустыми креслами.
Однако более всего за последнее время Черновецкий прославился на поприще морали и церкви. Леонид Михайлович до сих пор почти в каждом интервью напоминает о том, что является автором законопроекта «О защите общественной морали». И в программе его кандидатской записаны принципы государственного морального монотеизма: «Каждый выборный государственный деятель, в том числе и член правительства, должен обязательно посещать церковь, читать Библию и руководствоваться христианскими ценностями и моралью».
Собственный приход к осознанию своей моральной миссии в парламенте Черновецкий описывает довольно оригинально, подчеркивая, что обретение им в ВР имиджа «моралиста» считает «важным политическим чудом». Моральные стремления Леонида Михайловича неразрывно связаны с харизматической церковью-сектой «Посольство Божие», организованной в Киеве нигерийцем Сандеем Аделаджей.
Автору статьи как-то доводилось наблюдать религиозную передачу этого «посольства» по одному из киевских маргинально-региональных телеканалов. Пастор Сандей в телестудии, выслушав рассказ одного из новообращенных о том, как, отвернувшись от Бога, по очереди умерли все его родственники, залился счастливым хохотом, а, уточнив «Что, все-все умерли?», от смеха согнулся пополам и прерывал свою истерику лишь для того, чтобы одобрительно погрозить пальцем и проговорить «Ох, Иисус, Иисус…». Эта высокоморальная фантасмагория на тему «джизус не фраер», явно сдобренная каннабисом, продолжалась минут пять.
Черновецкий свои моральные и материальные отношения с Богом и Сандеем в прекрасном, только ему доступном стиле описывает в интервью официальному сайту посольства. Не можем удержаться от пространного цитирования сиих откровений, высказанных примерно за месяц до того дня, когда Леонид Михайлович решил стать президентом Украины:
«Корреспондент: - Расскажите, пожалуйста, как именно произошел Ваш приход к Богу?
Леонид Черновецкий: - Мой приход к Богу связан был с моими политическими амбициями, когда я в 95-м или 96-м году, уже сейчас точно не помню, в совершенно изнурительной и неподъемной борьбе пытался стать депутатом Верховного Совета. Это никак не получалось, потому что тогда, по тому закону о выборах, на избирательные участки должно было прийти не менее 51% избирателей… Люди ничему не верили, говорили со мной только о колбасе и всяких насущных вещах, а политикой совершенно не интересовались. Да и я, собственно говоря, был далек от представления, как их нужно защищать. Затем я, через одного из своих бывших партнеров, пришел к пастору Сандею, и он в присутствии большого количества людей помолился за меня. А я ставил условие, чтобы мой приход в церковь – и этого я очень боялся, не доверял церкви - был связан именно с большим количеством людей, которых бы я мог агитировать за себя. И чудо! За меня помолилось около тысячи человек моих будущих избирателей, и я увидел в их глазах огонь веры и счастья. Я услышал удивительные истории о том, как люди возвращаются в жизнь и становятся совсем другими, то есть полностью изменяются. Я понял, что есть выход. Правда! Я понял, что есть выход, потому что в общении без Бога я этого выхода, честно говоря, не видел, а люди (избиратели), ведь очень тонко чувствуют, верит ли сам депутат в то, что он говорит. В то время было трудно что-то изменить. Сейчас я уже опытный депутат и подаю много законопроектов. Тогда я вообще не понимал, что нужно делать. И вот я увидел Бога и увидел своего пастыря с черной кожей, хотя до этого никогда не обнимал человека с другим цветом кожи и даже чуть-чуть побаивался этого. Я увидел, что он порядочный и верующий человек и поверил ему и Господу Богу. Вот так это произошло.
Корр.: - Какие изменения произошли в Вашей жизни после того, как Вы пришли к Богу?
Л.Ч.: - После этого в моей жизни произошло очень много всяких чудес и удивительных вещей… Я расскажу только о последних. Ну, во-первых, я приобрел имидж моралиста в парламенте и у избирателей, хотя моя жизнь и мой характер, и мои собственные представления о себе, как о человеке совсем другого порядка. Моралист! Меня воспринимают сегодня таким в Верховном Совете и люди, которые слышат мои выступления. Они мне верят. Это важное политическое чудо. Сегодня я защищаю веру и верующих. Это тоже чудо, потому что я никогда не думал, что такое возможно.
Корр.: - Каково Ваше служение как христианина?
Л.Ч.: - Я постепенно начинаю любить тех людей, с которыми я общаюсь и которые, по моему убеждению, в прошлом моем представлении о жизни являлись отбросами общества. Удивительно, но эти люди, бомжи, имеют очень развитое чувство собственного достоинства, что свойственно и мне самому. Они мне равны, и мне это приятно. Я нашел очень благодарную аудиторию. Кроме того, у многих есть свои моральные принципы, и они живут по своим законам. Среди них есть и хорошие, и плохие люди. И для хороших - наше служение открывает Бога. А плохие сначала становятся хорошими, а потом тоже придут к Богу. И приходят, и это здорово.
…К сожалению, я не могу достучаться до многих богатых, но ведь я сам, слава Богу, не беден. И, слава Господу Богу, могу служить деньгами, и, мне кажется, что этим я могу искупать свои грехи. То есть, чуть-чуть еще осталось какого-то человеческого эгоизма в моих поступках, но с каждым днем его все меньше.
Корр.: - Вы разослали всем судьям Украины Библию. Зачем Вы это сделали?
Л.Ч.: - Я разослал Библию не только судьям Украины, но и всем депутатам Верховного Совета, и они восприняли это всерьез. Вот что самое главное. То есть, они восприняли меня как моралиста, потому что, если бы им послал Библию человек незнакомый, не уважаемый этой очень сложной категорией людей, наделенных громадной властью, они бы ее не приняли, а посчитали бы фарсом, просто выбросили бы ее или куда-нибудь закинули подальше, но они восприняли это всей душой, и многие написали мне письма. Я подарил Библию Президенту Украины, и он долгое время держал ее на столе. Последнее время я не бываю у него, потому не знаю, где она сейчас, наша Библия. Но думаю, что, судя по его последним выступлениям, - а он все чаще упоминает Бога в своих политических спичах, - где-то на видном месте. И наша Церковь сыграла в этом одну из главных роле. Хотя она и преследуема властью, но не думаю, что к этому причастен Президент. Просто нас, верующих, очень много, и спецслужбы боятся этого.
Корр.:- О чем мечтает человек, у которого все есть?
Л.Ч.: - …Всё, да не всё! Точно одно. Бог дал мне славу, которую я при каждом удобном случае пытаюсь Ему же и возвратить. Потому что слава эта Его.
Слава и деньги. Деньги, я думаю, возвращаю Богу недостаточно, хотя трудно это подсчитать. Я человек, как бы это выразиться, очень практичный, прагматичный. Поэтому расчет — это то, что у меня на подсознательном уровне, и чем я не горжусь. В остальном мои мечты сегодня все более и более обращены к ближнему и заботе о ближнем. Я мечтаю полюбить каждого человека и мечтаю о том, что смогу спасти свою душу.
Корр.: - Что Вас побудило к подаче законопроекта «О защите общественной морали»?
Л.Ч.: - Бог побудил меня к подаче этого законопроекта, вот я его и подал. Да и плюс политические амбиции, которые у меня существуют. Благодаря Богу, я подаю очень много демократичных законопроектов. Мне кажется, они угодны Богу, потому что они имеют христианскую составляющую. Христианскую и либеральную.
Вот так! Правду говорят, что есть вещи похлеще оголтелого безбожия. Согласитесь, буквально каждая строка этой «исповеди-проповеди» у истинных христиан и здравомыслящих атеистов (чего стоит хотя бы такая мелочь, как «расчет на подсознательном уровне») вызывает сложную комбинацию эмоций – от неудержимого хохота до легкой досады, переходящей в стыд за автора «богоугодных» законопроектов. Даже не имеет смысла припоминать, как завоевывал репутацию «моралиста» в Верховной Раде г-н Черновецкий: видимо, когда Леонид Михайлович сзади заехал Суркису в щеку, то он тоже почитывал перед этим поступком Библию и совершенно в своем стиле истолковал стих о «другой щеке»…
Интересно, что при своей принадлежности к харизматической церкви Черновецкий умудрился получить Орден Святого Архистратига Михаила от митрополита УПЦ КП Филарета – за развитие христианства. Видимо, реализацию мечты о единой поместной церкви, взлелеянную УПЦ, решено начать с поглощения сект.
Интересно, что экстрапреданным последователем Сандея Черновецкого не назовешь. Вот, к примеру, отрывок из проповеди Аделаджи: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее».
Как-то не очень вяжется с переходом Черновецкого в оппозицию. А вот следующее утверждение «афрохристианина» прямо противоречит заявлению Леонида Михайловича, высказавшего поддержку депутату-стрелку Козаченко и предложившего Кучме дать тому орден за меткий выстрел, укокошивший живого человека, хотя и не безгрешного:«Нужно понимать, что Бог установил специальную структуру власти для соблюдения наших интересов. Он заранее установил такой порядок, чтобы, в случае чего, мы всегда могли по
получить защиту от властей, и не впадали в грех, бросаясь с пистолетом на насильника дочери, ввязываясь в драку с мужем или «подговаривая» всех на работе против кого-то. Ни в коем случае! Для этого есть установленные Богом легальные власти».
Завтра Леонид Михайлович проводит пресс-конференцию с многообещающим названием «Кто победит, а кто проиграет на выборах Президента Украины». Неужели опять помянет в недостойной суете Имя Божье? Типа, Бог его знает, кто там победит…
(4 августа 2004 года)
ОБКОМ