Правительство выгоняет украинские компании с Кипра
Предпринимателей, которые имеют обыкновение работать через оффшоры, заставят платить налоги по-взрослому. Правительство инициировало денонсацию украинско-кипрского соглашения об избежании двойного налогообложения. Тем самым Кабмин пытается компенсировать потери от вынужденного исключения Кипра из перечня оффшорных зон. Решение правительства требует одобрения парламента.
Есть всего три причины, по которым страны денонсируют налоговые соглашения, заявил «Эi» экономист Орегонского университета Рональд Дэвис. Иногда страны недовольны несимметричной выгодой от таких документов. Пример — отмененное соглашение между США и Гондурасом, от которого выигрывали только Штаты (ибо гондурасцы не инвестируют в США). Кроме того, сами Штаты денонсировали соглашение с ЮАР в рамках борьбы с апартеидом. Это пример политической мотивации. Однако самая популярная причина — оффшорная. Многие государства разрывали налоговые соглашения с Антильскими островами, Арубой, Мальтой и другими оффшорами из-за трансфертного ценообразования и уклонения от налогообложения.
Очевидно, что сейчас речь идет об «оффшорной» мотивации. Кипр — популярный налоговый «рай», причем единственный в списке из 59 налоговых соглашений с Украиной. После вступления в Евросоюз в мае 2004 г. налоги в Кипре были повышены, но они остаются весьма привлекательными. Скажем, ставка налога на прибыль теперь равна 10% (ранее 4,25%), тем не менее это самый низкий в ЕС показатель. Неудивительно, что Кипр находится на втором месте по объему поступивших в нашу страну прямых иностранных инвестиций — по состоянию на 1 апреля 2006 г., примерно $2 млрд. (или 12% от общего объема). А по данным Госфинмониторинга, Кипр лидирует по количеству подозрительных финансовых операций с Украиной.
Раньше правительство боролось с Кипром методами, не требующими одобрения Рады. Начиная с 2000 г. Кабмин формировал перечень оффшоров. Товары и услуги, приобретенные в этих странах, включаются в валовые затраты предприятия лишь на 85%, что увеличивает обязательства по налогу на прибыль. Изначально Кипр вошел в список, где и пребывал до февраля 2003 г. (не считая полутора месяцев перед парламентскими выборами 2002 г.). Затем новое правительство (Виктора Януковича) исключило эту страну из списка. В апреле 2005 г. Юлия Тимошенко вернула Кипру оффшорный статус, в феврале этого года Юрий Ехануров опять отнял. На сей раз причины были внешними — вхождение Кипра в ЕС и обязательства, взятые Киевом в ходе переговоров по вступлению в ВТО. О манипуляциях со списком оффшоров пришлось забыть навсегда.
Однако необходимость что-то делать с теневой экономикой никуда не делась. Влияние статуса Кипра на прямые иностранные инвестиции заметно невооруженным глазом.
Если за весь прошлый год из этой страны пришло $461 млн. ПИИ, то только за I квартал этого (после исключения из списка) — $466,4 млн. От операций с оффшорами теряет бюджет. Как сообщал в конце марта министр финансов Виктор Пинзеник, в I квартале казна потеряла 2,5 млрд. грн. из-за применения оффшорных схем продажи украинской продукции.
В итоге Минфин предложил бороться с Кипром радикально, ликвидировав соглашение, устраняющее двойное налогообложение. Вчера правительство одобрило соответствующий законопроект. Виктор Пинзеник, комментируя «Эі» данный документ, отметил, что проект предполагает прекращение действия соглашения между правительством СССР и правительством республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (от 1982 г.). Украинское правительство готово заключить с Кипром новое соглашение «на стандартных условиях», отметил г-н Пинзеник. По его словам, сейчас режим работы Украины с Кипром — нестандартный, что и позволяет украинским бизнесменам уклоняться от налогообложения.
«Кипр долго оставался оффшорной зоной. После подписания программы о вхождении греческой части в Европейский союз начались подвижки по части адаптации налогового законодательства к нормам ЕС. Но до сих пор проблема налогообложения корпоративных и личных налогов там не решена»,— рассказывает экс-министр экономики, а ныне депутат от БЮТ Сергей Терехин. По его словам, украинское правительство проводило активные переговоры с кипрскими партнерами в течение четырех лет. Последняя попытка Минфина в 2005 г., отмечает г-н Терехин, так ничем и не закончилась. Отсюда, дескать, нынешняя реакция правительства.
Впрочем, пойдут ли на денонсацию депутаты — большой вопрос. Если вакханалия в парламенте завершится победой коалиции с участием Партии регионов, шансы на прохождение законопроекта невелики. Г-н Терехин вопрос журналиста «Эі» о перспективах принятия Верховной Радой правительственного документа назвал «циничным». И задал встречный вопрос: «А как вы думаете, заинтересованы ли эти «хлопцы» с депутатскими мандатами в том, чтобы оставить возможность налогового планирования и откатов прибыли в оффшорной гавани или нет?»
Кроме того, определенные вопросы к украинской стороне могут возникнуть и у европейских властей. Ведь, напомним, исключение Кипра из списка оффшоров было требованием ЕС. Так что если украинские власти все-таки приравняют остров к оффшору (а они этого, собственно, и не скрывают), возникнут вопросы. Не исключено даже блокирование вступления Украины в ВТО (по некоторым данным, требование исключить Кипр из списка оффшорных зон фигурировало в ходе вступительных переговоров).
Если налоговое соглашение с Кипром все-таки будет денонсировано, не исключено, что многим финансово-промышленным группам придется перекраивать структуру собственности. Правда, только тем, кто проводит торговые операции через оффшоры. Например, Вячеслав Черняховский, зампред СК «Провидна» (ею владеет Росгосстрах через кипрскую Syneron Holdings Limited.— Авт.) сообщил «Эi», что акционеры его компании вряд ли будут принимать какие-то решения, по крайней мере в ближайшее время. Дескать, страховой деятельности это не коснется, так как компания не перестраховывает риски на Кипре. Это не затронет и акционерный капитал, поскольку прибыль все равно начнет поступать только через несколько лет. На первых порах она будет реинвестироваться.
Автор: Светлана КРЮКОВА, Дмитрий ГОРЮНОВ, газета "Экономические известия"