«Дух переговоров и объединения», заложенный вчера, будет значить значительно больше, чем буква закона.
Вчера Украина получила нового председателя парламента. А метод его избрания высветил в стране теперь несколько прецедентов, которые во многом будут определять поведение основных политических игроков.
Конечно, можно говорить о том, что в будущем, вследствие скорой политреформы нынешние «принципы». Но, существуют очень большие сомнения, что политреформа будет доведена до ума, даже при спикере Морозе. А вот установки останутся и «дух переговоров и объединения», заложенный вчера, будет значить значительно больше, чем буква закона.
И с бумажкой ты букашка. Наличие двух Коалиционных договоров одновременно в разном формате – это прецедент, который еще долго будет развязывать руки отечественным политикам. Вчерашний коленкор показал, что цена подписи в Украине, даже если она сделана «под камерами» - ничего не стоит и остается декларацией, игрой на публику. Украинские политики не строят демократию, они в нее играют или используют ее как маневр.
В принципе ничего в этом странного нет. Украина просто вновь продемонстрировала всему миру, что, несмотря на заявления «оранжевых» об открытости и прозрачности, «византийщины», у нас значительно больше. В принципе основная проблема политической системы и была в том, что «византийскую», «кулуарную» политику пытались закрасить яркими и позитивными демократическими красочками. Но, как показала практика, сколько не наноси штукатурку, суть от этого меняться не будет.
И дело далеко не только в Александре Морозе. Если бы отечественные политики в формате «тройки» не вели постоянные переговоры «всех против всех», то того, что случилось вчера, не произошло бы. Мороз, просто в силу своего опыта и личностных характеристик, оказался попроворнее. Принципы же использовали все. Теперь же, очевидно, что скрывать «византийское» отечественные политики будут меньше. Ведь это неэффективно. В результате, практически не изменившаяся система политических взаимоотношений, восстанет во всей своей красе, как древний идол, олицетворяющий бульдогов вечно грызущихся под пыльным обкомовским ковром.
В результате отечественная политика станет еще менее прогнозированной. Ведь сложно даже представить, что может получиться в украинском парламенте, если туда пройдет не пять, а скажем десять партий. Да сейчас это кажется невозможным, но партийная система Украины может двинуться не в сторону биполярной системы, а к мультипартийному будущему. Если каждый политик будет помнить (а он будет помнить!) парламентский вечер на Ивана Купала 2006 года, то сложно предположить, сколько Коалиционных соглашений в различных форматах будет «гулять» по парламенту. Стабильности парламентаризму это вряд ли добавит.
Голосование без голосования. Контроль партийных лидеров над «тайным» голосованием депутатов, когда те демонстрируют бюллетени, также вытекает из вышеприведенной системы. Конечно, на первый взгляд это выглядит смешно: около урны стоит миллиардер и проверяет, правильно ли стоит «галочка» у миллионеров из своей фракции. Можно допустить, что подобная позиция в связи с партийным расколом еще как-то была оправдана для социалистов, с точки зрения нервов и целесообразности. Но когда к подобной практике обратились «донецкие», стало не по себе. Нет, то, что в политике нельзя доверять никому – это понятно.
Но тотальный контроль своих же депутатов после совместного блокирования трибуны, пребывания, пусть недолго, но в оппозиции, это слишком. Это уже даже не «византийщина», а «азиатчина». Это звоночек для депутатов: «Господа, Вы не избранники, Вы кнопкодавы». И очень тревожно, что подобный мессидж был послан из политической силы, которая имеет спикера и из фракции, которая будет «двигать» премьера.
Синдром Зинченко. Если политики и дальше будут использовать выход крупных партийных деятелей со скандалами и обвинениями из партий или из органов государственной власти, то целостных партийных структур в Украине скоро не останется. Как в принципе и политиков, которые не замешаны в подобных скандалах. Конечно, вчерашний шаг Иосифа Винского – не обвинения Александра Зинченко.
Однако, суть ситуации все та же. Накануне принятия важного решения в одной из команд происходит раскол. Причем, роль детонатора исполняет политик высокого ранга, а плодами пользуются другие люди.
Подобное дробление, пока что приводило лишь к усилению основных партий-лидеров. Но, думается, что у Иосифа Винского есть все шансы переломать данную тенденцию.
По большому счету, эти тенденции это только вершина айсберга, который начнет подниматься над водной гладью отечественной политики в самое ближайшее время. И хотя в политике практически любой опыт является позитивным, ничего хорошего этот айсберг для страны не сулит. Украине не хватает властных ледоколов-тяжеловесов, а неуправляемость тенденций может привести к непоправимым последствиям.
Андрей Косовский, «proUA»