Японию ждут рецессия и острейший долговой кризис. Это чревато замедлением темпов роста мирового ВВП и новым раундом нестабильности на финансовых рынках планеты.
Тяжелейшее за полтора столетия землетрясение и чудовищное цунами ударили по одной из трех крупнейших индустриальных держав планеты — Японии. Мощь и богатство этой страны могут породить иллюзию, будто последствия произошедшей природной катастрофы окажутся для глобальной экономики не столь уж существенными и даже скорее положительными, чем отрицательными. Мол, деловитые японцы, похоронив многочисленных погибших, быстро возьмутся за восстановление разрушенной инфраструктуры, и это вызовет всемирный бум во всех отраслях, так или иначе связанных со строительством.
Дальнейшее сокращение японского ВВП неминуемо
На самом же деле именно потому, что удар пришелся по одному из ключевых игроков в мировой экономике, землетрясение в Японии с народнохозяйственной точки зрения является несравнимо более опасным, чем, скажем, недавняя трагедия на Гаити. Сейчас, когда пишутся эти строки, с момента подземных толчков у берегов Страны восходящего солнца прошло совсем немного времени, а потому пока никто не имеет даже приблизительных представлений о подлинных масштабах нанесенного стихией материального ущерба. Тем не менее уже сейчас ясно: разрушения настолько серьезные, что могут привести в этом году к снижению темпов роста всей мировой экономики.
Дело в том, что волны цунами накрыли самого ослабленного и неустойчивого из экономических гигантов. Из Токио буквально за день до землетрясения пришли уточненные официальные данные о динамике валового внутреннего продукта в четвертом квартале 2010 года, и они оказались еще хуже, чем предварительные оценки: японский ВВП впервые за последние пять кварталов сократился, причем весьма существенно. Вызванные землетрясением разрушения и временный паралич важнейших частей народнохозяйственного механизма, будь то транспортные артерии, порты или заводы Sony, вызовут, несомненно, дальнейшее падение ВВП в текущем квартале. Таким образом, можно исходить из того, что Япония уже в рецессии. Это — весьма неблагоприятная ситуация для проведения широкомасштабных восстановительных работ, точнее говоря — для их финансирования.
У Токио — астрономические долги
Однако ключевая проблема даже не в этом, а в астрономическом долге Японии, по сравнению с которым европейские бюджетные грешники выглядят прямо-таки образцами бережливости. Обязательства японского государства составляют в настоящее время примерно 200% от ВВП — ничего подобного близко нет ни в одной другой индустриально развитой стране, даже в Соединенных Штатах, масштабы задолженности которых стали уже притчей во языцех.
Иными словами, у японского государства попросту нет денег. Их нет ни на что, тем более на крупномасштабное восстановление целых регионов. Значит, теперь придется еще глубже залезать в долги, еще больше подрывая при этом уже изрядно подмоченную репутацию надежного должника. Как бы это ни было трудно с морально-этической точки зрения, международным рейтинговым агентствам следовало бы уже в ближайшие дни резко снизить оценку японской кредитоспособности. Ведь после трагедии 11 марта шансы на то, что Япония когда-либо расплатится со всеми своими долгами, заметно снизились.
Новый очаг «острой финансовой нестабильности»
Таким образом, на нашей планете вслед за еврозоной образовался еще один очаг «острой финансовой нестабильности». Мы не знаем, откуда и на каких условиях японское правительство будет брать деньги на восстановление, мы не знаем, выдержат ли случившееся японские страховые компании, мы также не знаем, в какой мере с произошедшим в буквальном и переносном смысле слова землетрясением справится банковский сектор страны. Зато мы знаем, что у Центрального банка в Токио практически нет возможностей поддержать государство и частных заемщиков снижением процентных ставок, потому что они и так находятся на нуле. Единственным утешением могло бы стать существенное снижение курса иены, что повысило бы международную конкурентоспособность японских экспортеров.
Так что мировому бизнесу лучше не тешить себя надеждами на скорый строительный бум в Японии. Скорее стоит настроиться на то, что потребительская активность в Стране восходящего солнца еще больше снизится, поскольку покупательная способность значительной части населения из-за разгула стихии наверняка упадет, а многие рядовые японцы, судя по всему, за считанные минуты просто обнищали, потеряв дома, квартиры, суда, автомобили и прочую собственность. В какой мере им смогут помочь страховки, мы пока не знаем.
Страховые компании могут дестабилизировать рынки
Однако уже сейчас можно с большой долей уверенности предсказать, что землетрясение в Японии ввергнет в тяжелый кризис весь мировой страховой бизнес, в частности — европейский. Например, крупнейшие на планете перестраховочные общества находятся в Германии и Швейцарии. Компания Münchener Rück не далее как 10 марта сообщила своим акционерам, что всего за два месяца исчерпала бюджет в один миллиард евро, выделенный на весь этот год для покрытия ущерба от природных катаклизмов. Причем львиную долю этой суммы поглотили страховые случаи в связи с землетрясением в Новой Зеландии. Вспомните, что случилось в феврале в городе Крайсчерч, и сравните с масштабами нынешних разрушений в Японии, где имеется очень развитый страховой рынок: вы поймете, какое финансовое цунами обрушится на европейских страховщиков и перестраховщиков сразу после того, как их японские клиенты разберут первые завалы.
Беда ведь не в том, что какие-то богатые страховые компании останутся без прибыли и не смогут выплатить дивиденды своим акционерам. Эти компании в поисках ликвидных средств для латания неожиданно возникших дыр могут начать распродавать на биржах свои активы, а это чревато серьезным падением курсов всевозможных акций и облигаций.
Новые сомнения в безопасности атомной энергетики
Итак, после землетрясения в Японии мировой экономике грозит рецессия в одной отдельно взятой, но очень важной для народнохозяйственного здоровья планеты стране, что повлечет за собой определенное охлаждение мировой конъюнктуры. Падение нефтяных котировок 11 марта показывает, что такой ход событий представляется рынкам вполне реалистичным. Всем нам грозят также нестабильность на финансовых рынках и новый раунд беспокойства по поводу долговых проблем развитых государств. Ну а если, не дай Бог, одна из пострадавших атомных электростанций не выдержит-таки последствий подземных толчков и Япония вслед за Хиросимой и Нагасаки получит еще и Чернобыль, то нам предстоит также ожесточеннейшая глобальная дискуссия о безопасности ядерной энергетики с очередным отказом ряда стран от этой технологии.
Впрочем, пока все это теоретические сценарии, которые могут и не сбыться. А вот горе японцев — оно уже реально. Поэтому хочется выразить им глубокое сочувствие и искреннее сострадание.
По материалам: BFM.ru
Инф. delo.ua