Восточной Европе потребовалось 20 лет, чтобы избавиться от старых и неэффективных структур и методов управления экономикой. Крупные, нерентабельные заводы и комбинаты были приватизированы, а восточноевропейские компании начали продвижение на новые рынки. Таким образом регион стал на путь интеграции в мировую экономику, пишет BusinessWeek.
Теперь же, еще недавно процветавшая экономика Восточной Европы находится в незавидном положении. Глобальная экономическая рецессия, которая покатилась по планете как результат американского кризиса ипотечного кредитования, жестоко бьет по новичкам капитализма, окрыленным экономическими успехами. И государства Восточной Европы не стали в этом смысле исключением.
Эстония, Латвия и Литва, экономика которых на протяжении последних лет росла на 7-10% ежегодно, сейчас столкнулись с резким сокращением национального ВВП. Венгрия уже получила 20 млн евро антикризисной помощи от Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и Евросоюза, а Румынии вскоре может понадобиться такая же финансовая поддержка.
В четвертом квартале 2008 года в Польше произвели на 5% меньше продукции, чем за соответствующий период годом ранее, а безработица в Чехии выросла до угрожающей отметки в 12%.
Что же делать в этой ситуации странам Западной Европы? Должны ли они помогать своим восточноевропейским собратьям и помогать с выплатой долгов? А с другой стороны – что будет, если такой помощи им не предоставить? Ясно одно – Западной Европе не следует полностью оставлять восточноевропейских соседей на произвол судьбы.
Помощь Восточной Европе была одним из ключевых моментов обсуждения на саммите Евросоюза, который прошел в конце прошлой недели в Брюсселе. На саммите было принято решение о предоставлении помощи государствам Евросоюза, которые не входят в еврозону, в размере 50 млрд евро.
Причина того, что кризис на Западе сейчас усугубляет рецессию на Востоке Европы, кроется в одной простой ошибке. Годами восточноевропейские страны брали у своих западных соседей заемы в евро, швейцарских франках и скандинавских кронах. Эти заемы стимулировали местное производство и помогали восточноевропейской экономике расти. Сейчас же совокупные суммы долгов достигли колоссальных размеров.
Отток капитала и падение спроса опустили курсы валют. Валюты, не привязанные к евро, резко упали. За последние 6 месяцев румынский лей подешевел более чем на 16%, а венгерский форинт – почти на 20%.
В отношении Украины прогнозы также не самые благоприятные. Западные аналитики считают, что в текущем 2009 году украинская экономика, равно как и экономика Латвии, может сократиться на 12%.
Тем не менее, большинство экспертов сходятся во мнении, что в 2009 году дефолта в Украине не будет. Вместо этого, наибольшую обеспокоенность вызывает состояние финансового сектора в украинском государстве, который по большей части представлен филиалами и дочерними отделениями западноевропейских банков.
Повсеместные масштабные банкротства на востоке континента неблагоприятным образом отражаются на неосторожных кредиторах из Западной Европы, которым "посчастливилось" контролировать около 70% всех восточноевропейских банков. Одни только австрийские банки предоставили 293-миллионный кредит компаниям региона.
Как бы то ни было, но лозунгу восточноевропейских революций 1989 года – "свобода и процветание всем европейцам" – скорее всего не суждено осуществиться так быстро как всем хотелось. Вместо этого, европейцам придется терпеть снижение заработных плат и увольнения. У правительств бедствующих государств нет денег на спасение и антикризисные меры, а система социального обеспечения во многих странах была свернута во время периода экономического бума.
Инф. delo.ua