Известно, что в Советское время были созданы мощные научные школы, которые воспитали высокопрофессиональную научную элиту. Но, в наше непредсказуемое сегодня наука оказалась нерентабельной и неперспективной. Наблюдается стремительный спад в исследовательских разработках в следствии недополучения должного финансирования или его полного отсутствия. Однако, по словам Николая Паладия, наука способна сама себя не только прокормить, но и содержать на достойном уровне. Для этого следует вспомнить существующую в прежние времена систему патентования научных разработок с последующей продажей не созданного образца, а патента на его изготовление.
Вопросы защиты интеллектуальной собственности не новые. Развитые страны уже давно живут в правовом поле интеллектуальной собственности и защиты авторских прав. Украина в этой сфере представляет собой некоторое притягательное поле, куда ото всюду стекаются пиратские копии и, ввиду бедности населения находят своего потребителя. Однако в сложившейся ситуации остается не ясным вопрос, который вызывает куда большую тревогу, чем его наличие – куда и на какие проекты идут вырученные деньги от торговли «чернухой». Не маловажным, по мнению специалистов, остается вопрос в определении того, что именно становится объектом оценки: право на изобретение, технология, торговая марка, коммерческая тайна или все вместе.
Николай Паладий сообщил, что его департамент обратился в Европейский Союз с просьбой предоставить необходимую информацию для приобретения опыта в решении ряда существующих конфликтных вопросов по этой проблеме. Однако известно, что на Западе принятие законов регулируется требованиями бизнеса, поскольку там им нужны законы для того, чтобы бизнес в стране был успешным, успешно развивался, а не наоборот, как это наблюдается у нас. Там у них все понимают, что от успешного бизнеса зависит благосостояние граждан всей страны, поскольку наполнение бюджетов развитых стран осуществляется на 80% за счет налогов от бизнеса. Поэтому, очевидно, и граждане тех стран законопослушны. В Украине несогласованность законов приводит к нарушению авторских прав в сфере интеллектуальной собственности, делает невозможными условия выполнения законов, тем самым неосознанно, но планомерно создавая «теневую» экономику.
Что же касается вопроса защиты рынка от продукции пиратских копий лазерных дисков, то здесь, по мнению Николая Паладия, вопрос может быть решен, если закрыть восточную границу. По мнению специалистов, после принятия такого решения, с пиратством «напряженка упадет». Но, кадры, по прежнему, решают все. Защита авторских прав – это особая специфика в оценке и реализации данного вопроса и выявления случаев его нарушения.
«Украинским же заводам не выгодно выпускать контрабандную продукцию» - заметил глава департамента.- «Принятые законы, которые учредили экономические «рычаги» в решении пиратских копий оказались более действенными. Ведь при обнаружении на производстве пиратских лазерных дисков вступает в силу закон о конфискации, как изготовленной пиратской продукции, так и производственных линий, на которых эта продукция была изготовлена. Однако в этом вопросе по-прежнему существует необходимость решения многих вопросов с помощью правоохранительных органов. Поднятие порога вступления уголовной ответственности при нарушении авторского права дает возможность более эффективно бороться с такими правонарушениями. Национальные законодатели сместили акценты на то, чтобы предотвратить правонарушение, а не уличать и наказывать».
Много вопросов этой проблематики лежат в плоскости таможни. Николай Паладий прокомментировал существующие сложности так - «Предположим, что есть подозрение, что товар нелицензионный. Но, куда девать этот товар и где его хранить? После решения суда о признании его контрабандным, отсутствует механизм его утилизации. Что делать дальше?».
Борьба с правонарушениями в сфере интеллектуальной собственности и защите авторских прав на сегодня является достаточно важным этапом для создания эффективных механизмов для ведения борьбы с пиратством, и является существенным шагом для вступления в ВТО и исключения Украины из Списка, хорошо известного как Список 301.