Николай Катеринчук - один из наиболее молодых и перспективных представителей партии "Народный союз "Наша Украина". Во время революционных событий он отстаивал права миллионов избирателей в Верховном суде, а после окончательной победы Виктора Ющенко, к удивлению многих, был назначен заместителем главы Государственной налоговой администрации и так же сенсационно ушел оттуда.
- Как вы, человек с юридическим образованием, оказались на должности заместителя главы ГНАУ?
- Начнем с того, что после революционных событий и третьего тура президентских выборов я занимался процессом в Верховном суде и не участвовал в формировании Кабинета министров Юлии Тимошенко. Когда я закончил заниматься судами, стало ясно, что места в правительстве уже заняты. Несмотря на то, что очень многие прогнозировали мне должность министра юстиции, этого не случилось. Все осталось на уровне кулуарной информации - "он отказался".
Реально же мне такого предложения даже не поступало. После этого я сказал, что хотел бы поработать в экономическом блоке правительства, набраться опыта и потом в будущем претендовать на кресло премьер-министра. Президент первоначально предложил мне должность главы Государственной налоговой администрации. Спустя несколько недель на должность главы ГНАУ назначили Александра Кирееева, а мне предложили занять позицию первого заместителя.
Потом выяснилось, что за этим назначением стояла целая комбинация интересов и конфликтов. Как это часто бывает в коридорах власти. Кто-то был заинтересован отодвинуть меня, используя грязные методы кулуарной борьбы - компромат и дезинформацию.
- А что содержалось в этом компромате?
- Это была откровенная фальшивка. Просто взяли похожую фамилию с тем же окончанием, начало вытерли и поставили мою фамилию. Я узнал об этом и позднее объяснил Президенту, что весь этот компромат - шантаж и вранье. Виктор Ющенко сказал, что хотел бы видеть меня первым замом главы ГНАУ и добавил: "Ты мне нужен там, а то вы все говорите, что готовы улицы подметать, если Президент скажет, а на самом деле... Иди туда и ни о чем не думай. Твой Президент говорит, что там твое место". Я согласился, потому что считал себя членом команды Президента.
- Ну а почему же вы ушли из налоговой?
- Причина всем известна. Это несогласие с политикой, которую вело новое, в том числе старое руководство ГНАУ... Это возвращение к старой системе НДС, откаты, коррупция, ограбление предпринимателей. Это циничные чиновнические подходы, отказ от реформ, которые просто необходимы экономике, без которых не построишь ни партнерских отношений между властью и бизнесом, ни цивилизованного рынка. Жаль, конечно, что время потеряли... Доверие было колоссальным, и я его ощущал каждый день, работая в налоговой.
- Вы вернулись в парламент. Устраивает ли вас статус народного депутата или вы хотите чего-то большего?
- Вы знаете, поработав в исполнительной власти, я понял, что между народным избранником и чиновником - большая разница. Есть такое понятие как "кабинетная болезнь". Многие заболевают на разных стадиях работы, кто-то выздоравливает, а кто-то нет.
Я скажу так: политическая команда, которая победила на выборах, не смогла переступить через амбиции и достигнуть необходимого уровня политической культуры, чтобы консолидироваться во власти. Я комфортно буду себя чувствовать и в кресле народного депутата, и в любом другом кресле исполнительной власти, если будут политические соратники и политическая команда, которая будет работать для Украины, а не на набивание карманов.
Я за системную и результативную работу, где бы я ни находился, поэтому с таким подходом в ГНАУ я был неперспективен. Там другие "критерии эффективности". Даже обращая внимание на какие-то вещи "из ряда вон", я не получил поддержки ни в окружении Президента, ни в политической партии, ни во фракции. Было ощущение, что отсутствует единая политическая команда с общими ценностями и принципами. Хотя на определенном этапе Ющенко меня действительно поддержал, подписав распоряжение, которым увеличил мои кадровые полномочия, чтобы влиять на ситуацию и на продвижение реформ в ГНАУ. Но Киреев приостановил поручение главы государства! Этого не может быть ни в какой политической команде. Это может позволить себе только человек, который считает, что ГНАУ - его личная вотчина, а не государственная структура.
- Теперь место министра юстиции снова вакантно. Какие шансы, что вы все-таки займете эту должность?
- Никаких. Мне не предлагали эту должность, это во-первых. А во-вторых, считаю, что буду более эффективен во время избирательной кампании. Опыт у меня есть. Ситуация непростая. И я люблю трудные задачи.
- Вы говорили о единой команде. То, что единства при премьере Тимошенко и близко не было, всем понятно. А будет ли такая команда при Юрии Еханурове?
- Вы знаете, Ехануров - это тот человек, который умеет работать на консолидацию. Он достаточно системный человек, просто сейчас его многие недооценивают. Говорят, "технический премьер", но я знаю много примеров, когда из технических людей многие вырастают в серьезные политические фигуры. И я думаю, что у Еханурова есть шанс и есть политические союзники, соратники, которые готовы помогать ему во всем.
- В последнее время рейтинг НСНУ резко падает. Партию обвиняют в "приватизации Президента". НСНУ еще не отказался от идеи, чтобы Президент возглавил избирательный список?
- Во-первых, такое решение еще не принято - были дискуссии. Я считаю, что НСНУ в ближайшее время должен провести внеочередной съезд, на котором достаточно откровенно поговорить о своем настоящем и будущем. Партия должна очиститься от олигархического бизнеса. Кроме того, мы не можем влиять на Президента... Например, на съезде партии было принято решение о необходимости отправить в отставку некоторых губернаторов. Решение осталось незамеченным.
И еще хотелось бы разрушить имидж "партии власти". Я думаю, что мы - НСНУ - одна из партий, которая поддерживает программу Президента и самого Президента. А не президентская партия. Обманывать себя нечего!..
Кадровые назначения не связаны с партией, и партия не может нести ответственность за это. У нас должна быть своя программа на парламентских выборах, которая, естественно, должна основываться на программе Виктора Ющенко. Это программа должна быть содержательной, но мы должны вести самостоятельно поиск союзников и идти на диалог со всеми "оранжевыми".
Я до сих пор уверен, что мы не можем не реализовать исторический шанс Украины на демократическое будущее и не победить на выборах. Поэтому я вижу задачу всех здравомыслящих политиков, которые взяли на себя ответственность за события на Майдане, в том, чтобы мы переступили через свои амбиции и объединились. Чтобы все "оранжевые" победили единым блоком и сказали "нет" контрреволюции, "нет" возврату кучмовского режима. Сейчас такая угроза есть.
Мы должны по-другому посмотреть на нашу партию. Вот Роман Безсмертный предложил провести внутренние выборы партии, чтобы сформировать списки кандидатов в депутаты Верховной Рады, местных советов именно на конкурсной основе из тех людей, которым доверяют. Потому что только таким образом мы сможем выиграть выборы. Потому что выборы в парламент - это ничего, если мы не выиграем выборы в местные советы. Ибо то, что люди видят по телевизору, и то, что происходит "внизу", - это разные вещи.
- Вы сказали, что НСНУ необходимо объединиться со всей командой "оранжевых". В том числе и с Юлий Тимошенко?
- Да.
- Это возможно?
- Это вопрос видения будущего развития Украины: либо мы продолжаем демократические реформы, вступаем в Евросоюз и строим европейское общество; либо получаем очень непонятную модель, а в условиях парламентско-президентской республики станет понятно, что реформ никаких не будет. Будет постоянная борьба за власть политических партий, которые по-настоящему окрепнут на предстоящих выборах. Они начнут вести свою многовекторную политику, которая не будет иметь ничего общего с реальными демократическими реформами. Поэтому единственный путь избежать такого сценария - консолидация всех "оранжевых" сил.
Несмотря на всю нервозность ситуации, скандалы, мы все тесными узами связаны с Майданом и друг с другом. И потому мы должны быть ответственны за то, что обещали людям вместе, поэтому другого, альтернативного пути я на сегодняшний день просто не вижу.
- Подписание меморандума с Виктором Януковичем - это шаг назад или попытка избежать углубления кризиса?
- Подписание меморандума - это попытка стабилизации ситуации, попытка преодолеть политический раскол Украины. Правда, в этом смысле меморандум опоздал во времени. Если бы он был подписан сразу после победы Виктора Ющенко, думаю, он дал бы намного больший эффект. Хотя с некоторыми пунктами меморандума никогда не соглашусь. Я категорически против амнистирования фальсификаторов и буду делать все, чтобы фракция не принимала участия в разработке соответствующих законопроектов и не голосовала за это. Это - первое.
Второе - уверен, что этот документ имел бы стратегический смысл, но не в таком формате. Его нужно было подписывать как пакт всех политических сил, а не только Партии регионов. В принципе, документа, который подписали за круглым столом, было достаточно. Его не нужно было дублировать с Януковичем, потому что Янукович - не оппозиция. На сегодняшний день оппозиция только формируется и не факт, что ее возглавит именно Янукович. За ним прошлое, но не будущее.
- Вы говорите, что оппозиция только формируется. На основе какой партии?
- Сейчас многие заявляют о своей оппозиционности. Думаю, оппозиция - это СДПУ(о), коммунисты. Хотя оппозиционность СДПУ(о) - скорее попытка защититься от ответственности за преступное прошлое, особенно в избирательной кампании 2004 г. Коммунисты - это достаточно серьезный неукраинский проект. БЮТ еще колеблется, и очень многое будет зависеть от умения политиков переступать через какие-то вещи. Люди хотят видеть Ющенко и Тимошенко вместе. Они не хотят видеть Президентом Ющенко, а Тимошенко в оппозиции. Они хотят видеть команду единомышленников, которые были успешны.
- После отставки Юлии Тимошенко Президент, Юрий Ехануров, Сергей Терехин называли одни и те же макроэкономические показатели, но подавали их по-разному. Кто из них все-таки прав?
- Ехануров достаточно правильно сказал, что не будет критиковать Тимошенко, потому что в правительстве работали наши министры, и Тимошенко выполняла программу Президента. Другой вопрос, какие инструменты она использовала, но это вопрос уже дискуссионный. Я считаю, что нам досталось достаточно противоречивое наследие десяти лет режима Кучмы. Мы получили несбалансированный бюджет, который не был рассчитан на повышение пенсий, заработной платы. По-моему людей интересовало только, как взять власть, а потом бы они думали, что делать. И после нашей победы у новой команды стояли слишком масштабные задачи.
Когда ты идешь к чему-то новому, меняешь структуру, ориентиры, принципы, идеологию и еще меняешь подходы - это все вместе очень сложно. То есть у нас четыре направления реформ практически продвигались одновременно. Плюс еще нужно было выполнять бюджет. Первые три месяца все шло нормально: деньги с предпринимателей не выколачивались, хорошо работала таможня, консолидированно работал экономический блок, но потом начались внутренние конфликты между разными группами "оранжевых" и все это вышло на поверхность. Этим конфликтам, по моему мнению, поспособствовали и извне.
На всем постсоветском пространстве с "оранжевым" правительством велась достаточно некорректная борьба, чтобы показать его неэффективность. И здесь наши зарубежные "братья" демонстрировали виртуозное умение создавать трудности. Это и шантаж по поводу повышения цен на газ, и энергетический, и бензиновый кризисы, искусственно созданные проблемы с сахаром. Поэтому говорить, что правительство Тимошенко плохое, а Еханурова - будет хорошее, я бы не стал. Нужно смотреть в комплексе.
- Каким образом "Наша Украина" будет строить предвыборную кампанию? На что вы будет давить? Что станет приоритетом?
- Сразу скажу, что никто ничего уже не будет умалчивать. Вы видите, насколько бурно у нас развиваются все публичные скандалы. Это, конечно, не красит власть, но это и реально показывает новую ситуацию во власти. Раньше все было стабильно, все замалчивалось или подавлялось в корне. Теперь полная свобода слова. Конечно, это большой шок для всех, но мы за это и боролись, так что давайте теперь это все вместе переваривать и делать выводы, какими мы все-таки хотим видеть политиков. Я считаю, что все происходящее в каком-то смысле позитивно - мы взрослеем. А это всегда болезненный процесс и шумный. Нужно отдавать себе отчет, что мы находимся только на начальном этапе демократии. И через это нужно пройти.
Что касается предвыборной кампании, то, думаю, нужно говорить о содержательной части реформ, которых ждут люди. Любая политическая сила должна будет предлагать обществу понятные программы.
- То есть вы хотите сказать, что Украина доросла до того, что оценивать ту или иную политическую партию будут по программам, а не по именам ее лидеров?
- Важно показать то, что мы хотим сделать для людей. Если строить кампанию на компроматах и скандалах, то нужно понимать, что этого все уже наелись. Это и работать не будет. Ведь сколько обливали грязью Ющенко, 24 часа в сутки, но он таки стал Президентом. Так что победит не тот, кто будет более скандальным, а кто лучше поймет, что нужно избирателям и будет готов это сделать реальной политикой.
Евгения Коваленко, "CN-Столичные новости"