15 октября совет партии "Народный союз "Наша Украина" избрал Николая Катеринчука председателем исполнительного комитета партии вместо Юрия Еханурова, сложившего полномочия председателя исполкома после назначения премьер-министром. Администрирование партии накануне парламентских выборов -- задача не из простых. Похоже, г-н Катеринчук получил шанс доказать, что его менеджерские способности соответствуют его немалым амбициям. Не исключено, что демонстрация успехов на партийной ниве приведёт Николая Катеринчука к вершине избирательного списка НСНУ, однако по поводу этих своих намерений новый председатель исполкома предпочитает не распространяться. Полугодовая "ссылка" в ГНАУ также не прошла для Катеринчука безрезультатно: теперь он может с точки зрения "человека, работавшего в системе" говорить о необходимости реформирования налоговой, и количество симпатиков г-на Катеринчука среди представителей малого и среднего бизнеса уже бьёт все рекорды. Однако, не приревнуют ли однопартийцы к такой популярности?..
После сентябрьского политического кризиса рейтинг партии "Народный союз "Наша Украина" снизился. Что вы намерены предпринять для улучшения её имиджа?
Николай Катеринчук: Я думаю, что нужно дать ответ на вопрос: почему снизился рейтинг доверия к партии у избирателей? На съезде партии 12 ноября 2005 года мы должны ответить на эти вопросы. Думаю, что необходимо очищение партии от влияния бизнеса, очищение от одиозных фигур, которые есть в партии.
Например?
Н.К.: Я не буду называть фамилии, потому что они известны в обществе. Поверьте мне, для нас это будет тяжёлый процесс очищения -- ведь это наши соратники. Было бы правильно, если бы коллеги сделали самостоятельные выводы, чтобы не тянуть партию вниз.
То есть во имя спасения партии эти лица не станут претендовать на депутатские портфели в парламенте нового созыва?
Н.К.: Я думаю, что это вопрос съезда. Я именно так считаю: те, кто могут навредить партии во время избирательной кампании, не должны быть в списке партии. Но самоочищение -- это только часть дела. Более важное, создать, наконец-то, партию как общенациональную политическую команду. Если бы мы это сделали сразу, то сейчас у нас бы не было проблем с лицами, с присутствием в списке Президента и отсутствием тех или иных фигур. Тогда бы стратегию партии определяла коллективная воля -- интересы большинства партийцев, а не интересы и приоритеты отдельных групп политиков. Потому сейчас самое главное для нашей партии -- привести как можно больше новых лиц, лиц Майдана во власть. Именно "Народный союз" должен стать "кузницей политических кадров", основным каналом для их продвижения во власть. Это нормальная европейская практика. Но этого ещё не произошло: старая олигархическая модель, когда вокруг Президента был десяток олигархов, рухнула, но на смену ей не пришли новые демократические институты (партийные, гражданские), не пришли люди, которые пропагандируют ценности, провозглашённые на Майдане.
Уверен, разочарования в Майдане нет, есть разочарование в модели принятия решений, в политике. Многое нужно менять. Роль партии здесь огромна. Какое место мы займём в формировании повестки дня реформ, в обозначении содержания этих реформ на следующие пять лет, какую роль мы будем играть в отношении к политике Президента -- "карманной" партии или партии, которая будет поддерживать и усиливать главу государства -- это вопросы для съезда и партийцев. Думаю, пройдя через такую дискуссию, мы смогли бы создать новую программу партии, которая смогла бы стать новой программой развития страны и национальной программой Виктора Ющенко. Если мы хотим, чтобы партия была действенным инструментом в политике, нам нужно переформатировать партийную элиту: от собирания чиновников, всегда идущих к тем, кто при власти, -- к поиску идейных и активных сторонников. Выборы создают широкие возможности для привлечения в местное самоуправление в регионах как можно больше молодых и перспективных людей, понимающих, что нужно Украине и как это сделать. Задача, которую мы ставим перед собой: выиграть парламентские выборы и напрямую влиять на конфигурацию правительства и на стратегию реформ. Люди будут голосовать только за тех, кто предложит качественно новый подход и докажет свою способность его реализовать.
Известно, кто возглавит избирательный список партии, войдёт в первую пятёрку?
Н.К.: Это будет решаться на съезде. Если партии будет нужно, чтобы я был в пятёрке -- я готов.
Какие меры может предложить "Наша Украина" -- партия власти -- для улучшения отношений с крупным украинским бизнесом?
Н.К.: Задача государства сейчас -- создать условия для решительного изменения ситуации в пользу среднего класса. То есть мы хотим, чтобы экономика была здоровой и развивалась. Это возможно только тогда, когда как можно больше граждан Украины вовлечены в частный бизнес.
Крупному бизнесу, я думаю, нужно говорить о прозрачных и постоянных правилах игры, которые бы не менялись ежегодно -- это первое. Второе -- чтобы эти правила игры давали возможность бизнесу находить новые ниши для своего существования: как внутри страны, так и для инвестиций за рубеж. Но при этом мы ждём от крупного бизнеса разделения социальной ответственности... Важно перейти от критики крупного бизнеса к вовлечению его в реформирование экономики.
Другой вопрос - об олигархическом бизнесе. С этим нужно покончить в Украине раз и навсегда. Правильно отделить власть и бизнес. Хотите заниматься бизнесом, пожалуйста, но без политической "крыши", без использования государства. Учитесь работать на равных....Мне кажется, что эти сигналы донёс и Ехануров, и Президент.
"Сигналы" от премьера и Президента бизнес получал неоднократно. А что можно сделать на практике, учитывая, что действующий состав Верховной Рады не является конструктивным?
Н.К.: Я думаю, что главное -- то, что всё-таки бизнес увидел четкую позицию Президента и премьер-министра. Понятно, что нынешняя Верховная Рада не может обеспечить конструктивной работы по созданию системных правил игры. Думаю, что большой бизнес это понимает. Но скоро выборы и ситуация может измениться. Главное, бизнес должен сформулировать свою позицию и предложить ее партиям. То что можно сделать сейчас -- это немедленно реформировать Налоговую администрацию Украины и заставить ее отказаться от философии давления на бизнес и перейти к тем правилам игры, о которых говорит Президент и премьер-министр. Сделать нужно это немедленно. Для этого нужно заставить изменить кадровую политику в ГНАУ -- уволить старые кадры и привлечь больше новых людей, которые не ассоциируются со старыми подходами и методами -- нажима, шантажа, "просьб" об уплате денег вперёд, откровенного вымогательства взяток по возмещению НДС и неисполнения решений судов.
Удастся ли это сделать за оставшиеся до выборов месяцы?
Н.К.: У нас нет другого выхода, слова не должны расходиться с делами. Если же мы этого не будем делать -- это будут всего лишь слова, и в это никто не будет верить, а значит, отношения между бизнесом и властью не будут партнёрскими, и экономический кризис будет углубляться.
...Хорошо, что произошли встречи на высоком уровне, состоялся откровенный разговор с крупным бизнесом. Ещё было бы хорошо встретиться с представителями малого и среднего бизнеса для того, чтобы послушать, что они говорят. После этого нужно, чтобы в правительстве была сформирована системная позиция в отношении и к большому и к среднему, малому бизнесу, которая я бы отразилась в конкретных решениях, законопроектах и изменениях к существующим правилам и структурам (той же ГНАУ).
Вы говорили об исполнении обещаний, данных бизнесу. А что мешало сделать это раньше?
Н.К.: Я думаю, что отсутствие обратной связи. Когда Президент принимал большинство ключевых решений, связанных с реформированием, кадровыми назначениями, он не получал, мне кажется, достаточной информации о том, как это исполняется. Да и сейчас, я думаю, он не полностью осведомлен, в каком положении находится малый и средний бизнес. Тут возможны рецидивы, если не контролировать процесс.
Каковы шансы Украины на вступление в ВТО к концу текущего года?
Н.К.: Я разделяю оптимизм Президента -- это можно сделать. Но сигналы, которые идут от правительства в связи с подготовкой к парламентским выборам, могут стать серьезной причиной того, что это может быть не сделано до Нового года. Кроме того, очень серьезно играет Россия, которая выставляет свои условия и практически шантажирует Украину повышением цен на газ. Сейчас у правительства руки связаны: нам цинично предлагают - если вы такие самостоятельные, то проживите зиму в холоде, либо вступаете в ВТО синхронизировано с Россией и получаете газ. Откровенный шантаж!
Кажется, международное сообщество недопонимает ситуацию, в которой сейчас находится Украина, и, конечно же, с сегодняшним экономическим потенциалом Украины очень сложно в одиночку противостоять такому шантажу. Я думаю, что вступление в ВТО -- стратегический процесс для Украины. Это понимает Президент, и переговорные процессы, которые могут начаться по политической конфигурации на парламентских выборах, могут дать положительные результаты, связанные с работой в парламенте, и этот инструмент нужно попытаться использовать.
Теперь о делах внутренних: какие кандидатуры на должность Генерального прокурора обсуждаются в коридорах власти?
Н.К.: Дрижчаный, Мусияка, Стретович, Полудённый? Катеринчук.
Каким качествам должен соответствовать новый Генпрокурор?
Н.К.: Вы увидите, какие требования будут предъявлять народные депутаты. Конечно же, у каждого депутата свое представление о Генпрокуроре. Никому не нравится "карманный" Генропрокурор, непрогнозируемый прокурор, прокурор, который ставит политические амбиции выше закона. Будут искать человека с юридическим мышлением, которое позволит ему действовать исключительно в рамках Конституции и законов, несмотря на фамилии, должности, цвет флагов.
Новому Генпрокурору достанется огромное количество резонансных дел с политическим подтекстом?
Н.К.: Я, честно говоря, понимаю, насколько это неблагодарная должность (Улыбается.), насколько она может быть неоднозначна. Но всё равно придётся отвечать на эти вопросы. Ясно, что все будут пытаться поставить прокурора, который будет "наполовину беременным": не будет смотреть на то, что делается во время избирательной кампании, не смотреть на преступления режима Кучмы (когда будет такая информация, потому что она открывается всё больше и больше), не будет преследовать действия нынешней власти, потому что под видом "оранжевых" затесались многие коррупционеры. С этим нужно будет бороться. А с учётом конституционных изменений в полномочиях Генпрокурора, его положение с 1 января 2006 года станет гораздо весомее, он будет целиком зависеть от парламента, и у него будет расширенный круг полномочий по общему надзору. Очень важно, чтобы по своему влиянию человек не стал выше премьера и Президента, потому что на самом деле такая конституционная возможность есть: прокурор договаривается с двумя самыми крупными фракциями, которые формируют правительство, и он фактически на 5 лет становится "неприкасаемым", творит что-угодно в стране и не несет за это ответственности. Поэтому Президенту нужно будет хорошо подумать, прежде чем предложить какую-то кандидатуру.
ЛІГАБізнесІнформ