Интервью с Василием Горбалем, депутатом ВР, первым номером в списке ПР в Киевсовет
Как отражается на поведении тех Ваших коллег-депутатов, не попавших в проходные списки, осознание неизбежного истечения своих депутатских полномочий по окончании последней сессии Верховной Рады VI созыва?
Те, кто четко знает о своем непопадании в будущий парламент, поняли это достаточно давно: после прохождения съездов соответствующих партий и блоков. Кто-то дал громкие интервью, кто-то предпочел отмалчиваться, понимая необходимость после выборов договариваться с победителем. Как с точки зрения сохранения своего бизнеса, так и желания остаться в политике или перейти на государственную службу в органы исполнительной власти.
Какой вы видите актуальную повестку дня IX сессии ВР?
Прежде всего, повестку будут задавать законопроекты, вносимые Президентом Украины в качестве внеочередных. Правда, времени для полноценной работы над такими документами в профильных комитетах практически не будет, тем более что до сих пор не ясен перечень этих проектов. Такое отношение Секретариата Президента к законодательным инициативам главы государства неизбежно отразится на их качестве.
Кроме того, наверняка в ходе сессии разными политическими силами будет раскручиваться чрезвычайная ситуация в Алчевске, акцентируя внимание на необходимости реформы ЖКХ.
Наверняка также будет поднят вопрос по украинско-российским газовым соглашениям, в том числе, и по тем дополнительным соглашениям, о факте подписания которых стало известно только недавно. Тем более что по газовому рынку сейчас бродят различные пессимистические слухи. Например, не может не настораживать информация о желании владельцев областных газораспределительных предприятий продать свои активы. Такое желание может быть вызвано двумя различными причинами. С одной стороны, необходимостью аккумулировать средства, например, в рамках финансирования избирательной кампании. С другой стороны - ввиду наличия инсайдерской информации, полученной после образования СП "ГазУкр - Энерго".
Как специалист в области газового хозяйства, проясните, пожалуйста, ситуацию: есть ли договор о поставках туркменского газа на Украину?
К сожалению, опасения Партии регионов подтвердились, когда еще в разгар газового кризиса мы собрались на экстренное заседание политсовета в Донецком горсовете и требовали созыва специальной сессии Верховной Рады. Однако предновогодняя расслабленность народных депутатов тогда не позволила созвать специальную сессию. Впрочем, тема "газового кризиса" не потеряла свою актуальность и сейчас.
Сегодня никто не может четко и уверенно сказать, подписан ли договор между Украиной и Туркменистаном о поставках газа. И глава НАК "Нефтегаз Украины" Алексей Ивченко, и министр топлива и энергетики Иван Плачков регулярно дают путаные заявления, часто противореча самим себе. Вспомним: одно время г-н Ивченко говорил, что никаких дополнительных соглашений нет, но недавно они вдруг появились.
Можно предположить, что некая устная договоренность о поставках туркменского газа на Украину все же была достигнута, но соответствующий юридический договор подписан не был. Ведь, если бы был письменный документ, то власть его бы уже давно предъявила с целью пресечения спекуляций на "тайном характере" соглашений.
Ваши прогнозы развития ситуации на газовом рынке?
Если посмотреть на нынешний газовый баланс Украины, мы увидим, что вопреки разговорам власти о немонопольном статусе на рынке новообразованного СП "ГазУкр - Энерго", на практике складывается ситуация прямо противоположная.
СП "ГазУкр - Энерго" будет заключать прямые договоры о поставках газа с промышленными потребителями. Чем может это закончиться - покажет жизнь. Многое будет зависеть от того, насколько корректно на рынке будет вести себя свежеиспеченное СП, заняв былое место Торгового Дома "Газ Украины". Не исключено, что "ГазУкр - Энерго" не устоит перед соблазном проводить агрессивную политику, проявляя интерес к вопросам собственности своих контрагентов и задействуя механизм приватизации за долги.
В свое время подобные схемы составляли основной вид бизнеса на газе, которым в середине 90-х занимались корпорации ЕЭСУ, "Республика", "ИнтерГаз".
Следующий вопрос - украинские теплосети. Учитывая их повышенную зависимость от поставок газа, в их "имущественном" статусе также возможны изменения.
Впрочем, я не исключаю возможность денонсации газовых соглашений после парламентских выборов, когда будет сформировано качественно новое правительство. Для меня, например, очевидно, что второй раунд украинско-российских газовых переговоров наверняка состоится.
Тем более что даже с формальной стороны любой договор можно пересмотреть при наличии взаимного согласия сторон. При этом следует отметить, что газовая ситуация - это лишь небольшой пункт из всего комплекса вопросов украинско-российских отношений.
Перейдем к выборам. Как вы оцениваете общенациональную кампанию Партии регионов?
Кампания Партии регионов протекает динамично: во всех регионах Украины наблюдается устойчивый рост наших партийных рейтингов. Правда, и мы отдает себе в этом отчет, зачастую этот рост обусловлен не столько нашей активностью, сколько грубыми ошибками и просчетами "оранжевой" власти.
Отмечу, что уже давно, вопреки скепсису отдельных "экспертов", устоялась устойчивая ассоциация лидера Виктора Януковича и Партии регионов. Сегодня мы перешли к реализации нового этапа избирательной стратегии: мы хотим, чтобы избиратель имел четкое представление о команде Партии регионов.
Впрочем, как показывают социологические данные, избиратель уже давно определился в своих симпатиях и голосует во многом инерционно, руководствуясь эмоциями, пережитыми в ходе президентской кампании-2004.
Следует отметить, что мы не поддались на провокации наших политических оппонентов. Например, когда "неизвестными лицами" распространялись, мягко говоря, неэтичные листовки в отношении лидера Партии регионов Виктора Януковича.
Партия регионов не обращает внимания на подобные провокации. Мы также сознательно исключили из своих выступлений риторику, связанную с переходом на личности. Критика власти, проводимая нашей партией, достаточно взвешена и продуманна. Мы понимаем, что после парламентских выборов жизнь на Украине не заканчивается, и необходимо будет, в частности, в новом составе парламента налаживать конструктивную работу. Тем более что значительная доля ответственности за ситуацию в стране перейдет к Партии регионов. Описанное выше поведение Партии регионов в ходе предвыборной кампании я бы назвал поведением победителя.
Стоит ли перед Партией регионов задача победить, помимо нынешних 9-ти базовых регионов, еще в некоторых?
Рост рейтинга Партии регионов в целом по стране привел к корректировкам нашими штабами прежних планов. В том числе, и на Западной Украине. Для Партии регионов западные украинские области совсем не проиграны, для упрочения уже имеющейся поддержки нужно только активизировать свою партийную работу.
Следует отметить, что изначально мы, скорее, переоценивали власть как своего соперника на выборах. Ведь, в любой стране власть по природе своей обладает такими рычагами воздействия, которые заставляют с ней считаться любых оппонентов. Другое дело, что "оранжевая" пользоваться такими рычагами не умеет. Однако при этом нынешняя слабость власти сейчас подается как победа демократии.
Как Вы охарактеризуете предвыборную ситуацию в Киеве?
В Киеве после "оранжевой революции" разочарование властью было высоко. Но нынешней киевской власти удалось не допустить серьезного экономического кризиса на уровне столицы. После этого "оранжевые силы" решили осуществлять свой "поход на Киев" несколькими колоннами. В результате, в настоящее время в киевской компании от "оранжевых" участвуют "Наша Украина", БЮТ, ПОРА - ПРП, "Европейская столица", ГАК, а также УНБ Костенко-Плюща.
Партия регионов, в отличие от своих провластных оппонентов, в Киеве никакие блоки не создавала. Понятно, что мы делим голоса электората отчасти с блоком "Не Так!". Но вряд ли мы в этом существенно помешаем друг другу.
Наблюдается ли в Киеве разброс электоральных симпатий по районам?
Учитывая наличие в Киеве большого количества самых разных информационных каналов, сложно говорить об электоральной однородности тех или иных районов города, выделяющей их на общеполитической карте столицы.
Правда, в некоторых селах и хуторах, входящих в городскую черту Киева (Троещина, Чапаевка и т.п.), у населения есть общие проблемы, и люди здесь будут более монолитно голосовать, если увидят среди партий своих лидеров.
Активизируется ли кампания Партии регионов на завершающем этапе выборов?
Безусловно. При этом перед нами стоит не столько задача "перекрасить" Киев в бело-синий цвет, сколько добиться качественных изменений в системе власти. Мы также понимаем, что от нашего результата в Киеве зависят не только внутристоличные расклады, но и отчасти общий итог парламентской кампании по Украине.
Есть ли в районных списках ПР лица, готовые при определенных раскладах занять кресла глав райсоветов?
Изначально свои списки мы составляли, исходя из того, что в них должно быть хотя бы лицо, обладающее профессиональными и морально-волевыми качествами, достаточными для того, чтобы стать как минимум заместителем главы райсовета.
Распределены ли внутри списков - общенационального и местных - потенциальные кандидатуры на "соискание" государственных должностей?
Безусловно, в избирательном списке Партии регионов немало по- здоровому амбициозных личностей, готовых к консультациям о распределении должностей в органах исполнительной власти.
Однако детальный разговор на эту тему в партии пока не проводился. Это вызвано тем, что на завершающем этапе кампании важно не раздавать массу обещаний: чтобы не сломать темп, набранный Партией регионов на выборах.
Существует весьма распространенное мнение, что будущая парламентская коалиция будет формироваться с калькулятором в руках - чтобы не допустить его роспуска.
Я не верю как в необходимость, так и в практическую возможность роспуска парламента Президентом. Здесь переплетены сразу несколько факторов. Например, "инстинкт самосохранения" отдельных народных депутатов, боязнь других депутатов потерять вложенные в кампанию финансовые вложения.
Как представитель силы, исповедующей в своей политике государственнический подход, отмечу, что роспуск законодательного органа власти повергнет Украину в шоковое состояние. Кроме того, это существенно ухудшит международный имидж страны.
Как думаете, удастся ли "оранжевым" силам договориться между собой и сформировать коалицию?
"Оранжевым" партиям и блокам будет намного сложнее договориться между собой, чем найти приемлемые компромиссы со своими политическими оппонентами. В частности, с Партией регионов.
В этой связи, договороспособность и "компромиссность" Партии регионов еще более прибавляет ей плюсов. Если ранее способность держать слово в украинском политикуме не особо ценилось, то сейчас это качество все более берется во внимание при выборе политических партнеров.
Как Вы оцениваете предложение Президента Виктора Ющенко подписать Соглашение о честных выборах?
Помню, нечто подобное Партия регионов уже с Президентом Ющенко подписывала - имеется в виду Меморандум о взаимопонимании. Поэтому выведение еще одного аналогичного по сути документа считаю нецелесообразным. Партия регионов и без подписи таких документов проводит свою кампанию честно и прозрачно.
Партия регионов сумеет сама "закрыть" своими наблюдателями все участки по стране или возможна некая оппозиционная коалиция по наблюдению за выборами?
Прежде всего, такая задача стоит перед всеми местными организациями ПР. Мы призываем своих активистов фиксировать все нарушения в ходе выборов и, что не менее важно, адекватно реагировать на эти нарушения. Другое дело, что на локальном уровне руководители местных организаций самостоятельно вправе выбирать своих партнеров по контролю за выборами.
Дмитрий Джангиров, Новый понедельник