Нынешняя предвыборная страда выдалась скупой на яркие политические технологии. Из-за отсутствия новых идей политсилы готовы делать пиар хоть на погоде, но из-за отсутствия в штабах господ типа Гельмана и Павловского выходит это у них не очень. Видимо, спрос на сверхсложные технологии был утолен еще на президентских выборах, и народу сегодня предлагают креативный паек. В отдельных же случаях политикам попросту нечего предложить электорату, и на скорую руку к столу подаются вчерашние и уже подпорченные идеи.
Ярким примером «продукта второй свежести» может послужить сегодняшняя пиар-акция регионалов на тему, как Партия регионов спасла мясомолочную промышленность и аграрный сектор Украины. Ценители стеба а также те, в ком жива еще ностальгия по СССР времен застоя, могут зайти на официальный сайт Партии регионов и прочесть развернутый отчет о пресс-конференции. Он начинается так: «Партия регионов, как ведущая политическая сила украинского общества, четко и глубоко осознающая свою ответственность перед своим народом и государством, не могла оставаться равнодушной к той серьезной и чреватой катастрофическими последствиями ситуации, возникшей в связи с запретом поставок мясной и молочной продукции из Украины в Россию»...
Мы же вкратце напомним суть дела. Как известно, вскоре после «газового» конфликта украино-российские отношения потряс конфликт мясо-молочный. Москва, предъявив Киеву ряд претензий (не все из них были несправедливы) запретила ввоз на территорию РФ мяса, молока и молочных продуктов. Украинские производители взвыли, а министр агрополитики Баранивский уже месяц обещает со дня на день окончательно решить вопрос. «Сегодня-завтра эта проблема будет снята», - так и сообщил он в очередной раз на заседании Кабмина в среду.
Несложно догадаться, что о «снятии» проблемы сообщил не только Баранивский. Это сделала еще и оппозиционная Партия регионов. Все заслуги в достижении компромисса она не постеснялась приписать себе. «В этих условиях лидер Партии регионов Виктор Янукович, лично объехав все крупнейшие сельскохозяйственные области Украины, непосредственно на местах ознакомившись с ситуацией, напрямую обратился к руководству партии "Единая Россия", с которой, как известно, у украинских "регионалов" заключен договор о сотрудничестве», - говорится в упомянутом отчете о пресс-конференции.
В результате, как сообщили регионалы, ЕР, в лице своего руководителя Бориса Грызлова обратилась в Минсельхоз России для скорейшего урегулирования проблемы. В ответ министр Алексей Гордеев заявил, что готов в срочном порядке подписать необходимый пакет документов. Хеппи-енд.
В принципе, данный продукт интеллектуального труда штаба Партии регионов вполне мог бы оставаться незамеченным СМИ и обществом. Если бы он не столь ярко иллюстрировал убогость предвыборных «розыгрышей», предлагаемых политсилами избирателю. Этот факт особо отчетливо виден, если сравнивать нынешние выборы с былыми президентскими.
Разумеется, никто и не ожидал, что Путин до 26 марта трижды приедет в Украину или начнет досрочно поздравлять Януковича по результатам соцопросов. Но ведь были же и другие идеи кремлевских технологов, очень и очень добавившие Виктору Федоровичу голосов. То же распоряжение Путина, позволявшее украинцам жить в России три месяца без регистрации. Или «вечные» разговоры о двойном гражданстве. Ну а паромов и новых железнодорожных маршрутов под патронатом Путина-Януковича к выборам-2004 открыли вообще немеряно. Работали люди с размахом.
Сегодня ситуация противоположенная. Тот же мясо-молочный конфликт, в сущности, создан и разрешен Россией отнюдь не для регионалов. И попытка ПР «вписаться» в договоренности, достигнутые на государственном уровне, попросту смешна. И не факт, что выигрышна. С точки зрения городского электората, не ощутившего особых бедствий (даже наоборот, мясо-молочная продукция упала в цене), участие Партии регионов в разрешении конфликта дает основания подозревать регионалов в его же организации. Скорее всего, подобным образом будет трактовать события и пострадавший сельхозпроизводитель.
Ну, а тем, кто разбирается в ситуации, забавно понаблюдать за политтехнологическими потугами «донецких мясников», наверное, еще не осознающих, что Россия сегодня не та страна, которая готова что-то отдавать. Даже «братским» партиям.
«Трибуна» спросила украинских политологов, был ли изначально мясо-молочный конфликт организован, как пиар-акция для регионалов. И выиграют что-либо члены Партии регионов, «примазавшись» к его решению.
Кость Бондаренко:
-На самом деле, это политика России, направленная на то, чтобы наплодить как можно больше партий-побратимов и через этих побратимов осуществлять свою политику. Причем, как правило, заключаются договора между украинскими партиями и партиями, которые в фаворе в России. Например, в свое время социалисты заключили договор с «Родиной», «Регионы» - с «Единой Россией». Все это планомерная политика, после выборов она будет переходить на уровень общественных организаций. Таким образом Россия намерена расширить свое присутствие в Украине не только в бизнес-вертикали, но и посредством общественного, политического сектора.
Делается все это официально, но есть договоренности и неофициальные. Официальные делаются исключительно для пиара. В некоторых регионах Украины, например, на Востоке, население больше разбирается в российских раскладах, нежели в украинских. И когда какому-то восточноукраинскому интеллектуалу говорят, что Партия регионов это в Украине то же, что в России ЕР, он соответственно и определяется.
Мясо-молочный кризис - это, прежде всего, попытки России показать Украине, что будет, если мы первыми вступим в ВТО или откажемся от предложенной схемы вступления в ЕЭП. Это просто такой пробный камень, который может использовать Янукович в своих целях.
На самом деле договорились не регионалы, о ликвидации кризиса договорились официальные структуры, то есть власть. Это не партийный уровень, это уровень межгосударственных отношений. Потому это попытка действовать по принципу «мы пахали». В данном случае это вопрос действительно пиара.
Дмитрий Выдрин:
-Честно говоря, я не разбираюсь в мясных обрезках, потому могу сказать только следующее: для меня рынок - это когда о поставках договариваются не политики, а производители и потребители. Потому пока по этим вопросам будут говорить политики, прозрачный рынок мы не построим.
Впрочем, делать пиар на этом вопросе - это право регионалов. Пиар у нас можно делать на чем угодно, что не запрещено законом. Например, если послезавтра у нас ожидается потепление, какая-то политическая сила вполне может заявить, что это ее заслуга. Это ее право приписывать себе все что угодно, так же как право избирателя не верить в те вещи, которые выходят за рамки здравого смысла.
Вадим Карасев:
-Думаю, изначально мясо-молочный конфликт не был политтехнологией. Имело место давление страны с более емким рынком на страну, зависящую от внешних рынков, особенно в агропромышленном секторе. И это вполне нормальные действия, которые используют, в принципе, многие страны с большими рынками. В том числе и для политического влияния. Другое дело, что в Украине политическая жизнь достаточно сильно зависит от внешнеторговой конъюнктуры. Поэтому не исключено, что ряд политсил могут использовать ситуацию на внешнеторговых рынках в своих политических и электоральных целях. Особенно, если у них есть эксклюзивные каналы влияния на принятие решений в других странах. Кстати, и газовый конфликт пытались использовать многие политсилы, предлагавшие свои услуги по его разрешению. Начиная от БЮТ и заканчивая Партией регионов и блоком «Не так!».
Впрочем, насколько мне известно, проблему мясо-молочного кризиса, как и газового, украинская власть практически решила самостоятельно. Например, вице-премьер по вопросам АПК Юрий Мельник в отличие от министра АПК Александра Баранивского имел неплохие выходы на министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева и был близок к тому, чтобы завершить конфликт. Так что я абсолютно не исключаю, что Партия регионов поспела к столу, сервированному украинской властью.
Но если Партия регионов всерьез рассчитывала инструментализировать этот конфликт в свою пользу, намекая на эксклюзивый доступ к российской власти, то это не очень верный ход. Это создает подозрение, что Россия, инициируя мясо-молочный конфликт, руководствовалась не экономическими, а исключительно политическими интересами. Во-вторых, открытое братание ПР и российской власти в решении конфликта может сыграть не в пользу ПР, а в пользу ее политических противников. Оно лишний раз подчеркнет, как минимум, экономический коллаборационизм регионалов. Поэтому это не очень правильный ход.
P.S. Как стало известно, по итогам официальных украино-российских переговоров 15 февраля Украина и Россия выработали план совместных действий в направлении урегулирования мясо-молочного конфликта. В частности, подписан протокол о проведении специалистами Россельхознадзора аудита украинской ветеринарной службы. Российским ветеринарам предстоит также провести аудит ряда украинских предприятий мясо-молочной промышленности, поставляющих продукцию на российский рынок. Вместе с тем временные ограничения на ввоз всех видов животноводческой продукции из Украины в Россию пока отменены не будут.
Виталий Рябошапка, Трибуна